Часто цифровую трансформацию сводят к внедрению в бизнес технологических решений от разных вендоров. Этот процесс не структурирован и не измеряем. Как результат, у руководителей часто возникает вопрос: «Какие эффекты от этих изменений?”. Но, на самом деле, это сложный, многогранный и длительный процесс, главное в котором — люди, причем как сотрудники, так и ее клиенты. Павел Гуштюк, эксперт по цифровой трансформации, генеральный директор «Формайнд», — о том, как правильно оценивать процесс цифровизации любого бизнеса.
- Качество обслуживания. Если цифровая трансформация прошла успешно, клиентам становится намного проще взаимодействовать с компанией. Снижается время отклика, повышается доступность, появляются дополнительные услуги и функционал при сопоставимых либо меньших затратах.
- Повышенная кибербезопасность. С расширением возможностей использования технологий возрастают и риски. Успешная цифровая трансформация должна включать надежные меры, которые защищают данные компании и клиентов. Это включает в себя регулярные оценки систем безопасности, обучение сотрудников и внедрение новейших технологий. Клиентские сервисы должны работать стабильно и не допускать утечки данных.
- Инновационность предложений. Компания, достигающая высокого уровня цифровизации, получает возможность разрабатывать новые продукты, услуги и бизнес-модели, а также выходить на новые рынки, которые ранее были ей недоступны, занимать рынки смежных услуг. Успешная трансформация может привести к созданию новых потоков доходов и инновационных предложений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке.
- Масштабируемость. Успешная цифровая трансформация должна способствовать росту компании, позволяя ей масштабироваться, повышать объемы и инфраструктуру по мере необходимости. При наличии правильных технологий и процессов компания может быстро и легко расширить свою деятельность, чтобы удовлетворить растущий спрос, при этом не повышая операционные расходы и величину штата. В конечном счете успешная цифровая трансформация должна давать измеримые результаты для бизнеса. Это может включать увеличение доходов, экономию средств и положительный возврат инвестиций (ROI) для инициатив цифровой трансформации.
- Производительность. Автоматизируя повторяющиеся задачи, оптимизируя рабочие процессы и интегрируя системы, компании могут сократить расходы и повысить производительность, что приведет к повышению конкурентоспособности и успешности бизнеса.
- Гибкость. В компании должна увеличиться скорость принятия решений: умение быстро реагировать на меняющиеся рыночные условия, адаптироваться к новым бизнес-моделям и разворачиваться в соответствии с потребностями клиентов либо меняться в ответ на внешние вызовы.
- Умение анализировать данные. Имея подходящие технологии и инструменты, компании могут собирать и анализировать огромные объемы данных, чтобы получить информацию, которая поможет принять ключевые стратегические решения. Самым главным показателем является возможность компания перейти от описательной аналитики к прогностической,
т. е. от управленческой, как факт — отложенной во времени, до операционной, когда решения принимаются в моменте.
- Новые возможности для сотрудников. Успешная цифровая трансформация должна дать сотрудникам возможность работать более продуктивно и эффективно, позволяя им сосредоточиться на задачах с добавочной стоимостью, а не операционных. Предоставляя правильные технологии, обучения и поддержки, компании могут создать культуру инноваций и позволить сотрудникам более эффективно вносить свой вклад в бизнес.
Это всего лишь несколько признаков, которые мы анализируем в «Формайнд», когда оцениваем результаты цифровой трансформации той или иной компании. Конечно, конкретные показатели успеха будут варьироваться в зависимости от целей, отрасли и других факторов. Но важно помнить, что успешная цифровая трансформация должна обеспечить измеримые показатели для бизнеса, улучшить качество обслуживания клиентов и обеспечить долгосрочный успех компании.