В строительной отрасли растет потребность в специалистах по ТИМ. Еще несколько лет назад работодатели испытывали трудности в поиске квалифицированных кадров, а учебным заведениям не хватало ресурсов для обучения этой специальности. Сейчас ситуация изменилась. Алексей Постовалов, заведующий лабораторией технологий информационного моделирования в строительстве при НИИСФ РААСН Минстроя, рассказал порталу «Цифровое строительство» о вызовах и тенденциях в обучении ТИМ.
— Все ли желающие освоить ТИМ четко понимают, что это такое и зачем им эти знания?
— Не все и не всегда. Например, слушатели курсов для руководителей организаций могут не знать, что такое ТИМ, поэтому приходят, чтобы это понять. Хотя государство еще не устанавливает жестких требований к внедрению ТИМ в обязательном порядке, представители отрасли хотят быть готовыми к изменениям. На таких курсах руководителям даются основные тезисы, связанные с тем, как ТИМ работает и какую пользу можно извлечь из этих знаний.
Если говорить о проектировании, профессиональным проектировщикам достаточно изучить основы и работать с соответствующим программным обеспечением от компаний «Нанософт разработка», CSoft, АСКОНА и других. Однако многие проектировщики тоже не до конца понимают, что такое ТИМ, и что это не просто 3D-модель, которую нужно создать. Ведь ТИМ — это в том числе продукты по расчету ветров между зданиями, инсоляции в помещении, эксплуатации здания в будущем, вплоть до утилизации. В ТИМ можно просчитать весь жизненный цикл здания. Даже то, сколько бетона от этого здания останется, сколько металла, стекла и так далее потом можно будет переработать.
— Ваши студенты пытались своими силами вникнуть в тему? Есть ли проблема с тем, чтобы найти информацию для самостоятельного обучения?
— В последние несколько лет ТИМ развивается очень быстро, появилось много бесплатных материалов. Например, программное обеспечение российских вендоров, ролики, по которым можно самостоятельно делать чертежи. Стало больше квалифицированных экспертов, способных ответить на вопросы и помочь с обучением.
Тем не менее, некоторые специалисты или студенты раскрывают свой потенциал только с помощью курсов повышения квалификации, так как не имеют опыта и навыков в данной области. Другие специалисты частично знают тему и им нужны более глубокие знания. Только половина слушателей курсов начинает изучать ТИМ с нуля.
— Кто лучше усваивает материал?
— Люди, которые уже имеют базовое образование в данной области. Они больше знакомы с некоторыми аспектами. Молодым студентам часто трудно понять материал, так как они считают, что ТИМ — это только создание 3D-модели.
С другой стороны, рынок диктует свои условия. Например, на практике для работы менеджера ТИМ достаточно знать только две программы, хотя при этом специалист должен быть в курсе всех аспектов ТИМ. Руководители организаций также могут использовать только две программы, чтобы, например, только просматривать графики.
— Какие специалисты наиболее необходимы сейчас в строительстве?
— Это менеджеры по ТИМ, координаторы, строительные инженеры и, конечно же, проектировщики, которые становятся все более востребованными в строительной отрасли. Эти специалисты занимаются созданием и управлением цифровой модели здания, с помощью которой можно эффективно планировать и координировать все этапы строительства, снижая затраты и повышая качество работ.
Проектировщик является ключевым звеном в каждом строительном проекте, так как именно он разрабатывает основные концептуальные решения, определяет технологии строительства и выбирает оптимальные материалы и конструкции. Хорошо продуманный проект помогает избежать недоразумений при строительстве, повышает качество будущего здания и минимизирует затраты на стройку. Кроме того, проектировщик играет ключевую роль в снижении рисков и обеспечении безопасности на стройке. Поэтому можно уверенно сказать, что проектировщик является одним из наиболее ценных специалистов в строительной отрасли.
— Все ли знания, полученные студентами, им потом пригождаются?
— Иногда возникает проблема: не всю теорию, которую получают слушатели курсов, можно применить на практике. В таких случаях приходится добирать опыт «на поле боя». Однако мы решили эту проблему включением в каждый блок обучения целого ряда программ, чтобы слушатели понимали, что каждая из них может предложить. Мы не заставляем людей учить все продукты досконально, а лишь даем им основу и практические примеры. Если человек пробовал работать в определенной программе, а компания, куда он пришел на работу, использует другое ПО, то мы можем предложить ему пройти 16-часовой курс по этой программе.
— Работодателей такая ситуация устраивает? Они сами доучивают кадры или отправляют на дополнительное обучение?
— Работодатели не всегда нуждаются в том, чтобы сотрудник знал конкретное программное обеспечение. Это особенно относится к проектированию, так как все работы могут быть экспортированы в единый формат IFC. Работодатель может предоставить индивидуальное обучение для сотрудника по конкретному ПО, если потребность в этом есть. У нас есть универсальная образовательная программа, которая дает слушателям основу, но затем может быть организовано дополнительное индивидуальное обучение в соответствии с пожеланиями и требованиями работодателя.
Но лучше всего, если слушатель или студент сможет практиковаться у специалистов компании, где он будет работать в будущем. Работодатели зачастую готовы предоставлять стажировку для студентов и потом заключать контракт на определенное время для того, чтобы сотрудник мог отработать свой опыт в этой конкретной организации.
— Как построено современное обучение ТИМ?
— Если говорить о ДПО, мы очень быстро актуализируем материалы курсов. В вузах, где надо учиться 3—5 лет, обучение построено не гибко, так как очень долго согласуются программы. А ДПО — это подвижность. Например, если вышел новый нормативный акт, мы его сразу добавляем в курсы переподготовки или повышения квалификации. Можем сразу найти лектора-эксперта под определенный запрос. Занятие проводится онлайн и запись мы сразу включаем в программу. Если у слушателя курса появляются вопросы, их можно сразу задать лектору в чате. Есть готовый список часто задаваемых вопросов с ответами. Какие-то конкретные запросы тут же рассматриваем на вебинаре.
— Какие советы по обучению ТИМ вы бы дали будущим студентам?
— Начните с изучения базовых понятий и основных принципов технологий информационного моделирования. Используйте доступные ресурсы для изучения самых распространенных программ и инструментов ТИМ. Разработайте свой учебный план, где вы будете уделять достаточно времени для практических занятий и разработки проектов. Участвуйте в командной работе, чтобы на практике освоить навыки коллективной работы в ТИМ. Постоянно совершенствуйте свои знания и умения, изучайте новые технологии, методы и инструменты, которые появляются в этой области. Старайтесь применять свои знания на практике, чтобы лучше понимать принципы и возможности ТИМ. В конце концов, не бойтесь задавать вопросы и обращаться за помощью, если вы столкнулись с какими-либо трудностями в процессе обучения.