19.04.2023

Андрей Ульянов: «Цифровая прокачка нужна постоянно, причем даже там, где уже есть результаты»

Андрей Ульянов: «Цифровая прокачка нужна постоянно, причем даже там, где уже есть результаты»

Самый эффективный подход к цифровизации строительства и иных сфер в регионе — создать условия, при которых специалисты на местах сами начинают вникать, перестраиваться, учиться принимать персонифицированную ответственность. О том, как трансформируется отрасль строительства и ЖКХ в Рязанской области, порталу «Цифровое строительство» рассказал Андрей Ульянов, министр цифрового развития, информационных технологий и связи региона.

ЦС: Строительство относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики города Рязани и региона. Как обстоят дела в области цифровизации строительства?

История системной работы по цифровизации строительной отрасли у нас хотя и недолгая, но уже весьма заметная. В конце прошлого года при поддержке АНО «Цифровая экономика» мы провели первую цифровую прокачку. И ключевой отраслью для неё выбрали строительство и ЖКХ как менее всего затронутые на тот момент цифрой сферы.

За два дня нам удалось нащупать проблематику и выйти на описание путей решения. Большой бонус в этой работе — партнёрство. В нашем случае — в лице Елены Звонаревой, советника министра строительства РФ, замруководителя Центра компетенций департамента строительства Москвы. Во многом благодаря её профессиональной медиации мы достигли понимания, что конкретно необходимо, чтобы войти в число пилотных по реализации проекта цифровизации строительства.

Прокачка дала возможность мощного старта, просто огромного прорыва для региона. При кураторский поддержке федеральных органов мы делаем четкие, понятные шаги в цифровизации всех бизнес-процессов, происходящих в строительном периметре, от выдачи разрешения до ввода объекта в эксплуатацию.

Это крайне сложный проект из-за количества и шагов, и участников процесса. Вовлечены и Минстрой, и архитектура, и Госстройнадзор, и проектные организации, и застройщики. Одномоментно поднять все его этапы просто нереально. Поэтому при вхождении в проект мы выбрали 6 субъектов сферы, которым предстоит пройти цифровой путь в первую очередь.

Сейчас под чётким руководством Константина Михайлика, замминистра строительства РФ, и при поддержке методологии, наработанной Центром компетенций Департамента строительства Москвы, регион уверенно выходит на заключение контрактов и развёртывание информационной системы управления процессами в стройке (ИСУП), к которой затем последовательно будут подключаться все остальные сопровождающие системы.

В стадии финальной доработки информационная система градостроительной деятельности с учётом её интеграции и с ИСУПом, и с Госстройнадзором. На очереди вопрос с подбором подрядчиков, которым предстоит претворять задуманное в жизнь. Принципиально важно для нас, что у каждого из 6 направлений текущей работы есть персональное ответственное лицо.

ЦС: С какими трудностями приходится сталкиваться?

Я бы не стал разделять трудности в области цифровизации в строительной отрасли и, например, в здравоохранении или образовании. Проблемы одни и те же. У людей есть устойчивый стереотип выполнения своих должностных обязанностей, годами сложившийся деловой оборот. И тут к ним приходят и начинают доказывать, что может быть легче, проще, быстрее, безопаснее и прочее, что далеко не всегда принимается «на ура». То есть, основная сложность — это инертность людей, нежелание менять подходы и отношение к работе.

Вторая трудность — это отсутствие у большинства должных навыков в работе с техникой и системами. То есть, мы имеем нежелание и неумение. Можно, конечно, убеждать, можно отправлять сотрудников на курсы повышения квалификации. Но самый рабочий вариант — это создание условий, при которых они сами начинают вникать, перестраиваться, учиться принимать персонифицированную ответственность. Всего этого можно добиться благодаря введению соответствующих локальных нормативных документов.

ЦС: Как вы считаете, какого рода поддержки от федерального центра на сегодня не хватает: разъяснительной, программной, финансовой?

Не могу отвечать за все субъекты, но что касается нашего региона, то мы в рабочем порядке получаем ответы и поддержку по всем нашим запросам. Мы изначально заняли проактивную позицию и с готовностью идём в пилоты, прокачки, инициированные федеральными структурами. Нам всё это надо, и трудности нас не пугают. Например, сейчас мы формируем к нашим федеральным коллегам очередной пул вопросов по использованию программ. Уверены, что в режиме консультации получим рекомендации, какие из действующих наиболее приемлемые с точки зрения перспективной интеграции и в целом работоспособности. Мы действуем в тесной связке с Минстроем, наши сотрудники проходят обучение, шаг за шагом мы выстраиваем систему самостоятельно, но четко в соответствии с федеральными установками и рекомендациями. И в этой работе приятно осознавать, что в наши силы и успех верят наши федеральные коллеги.

ЦС: Вы уже упомянули о цифровой прокачке ЖКХ и строительной отрасти… Планируете повторить и закрепить результат?

Формат прокачки действительно очень мощный. Но, как это ни странно, следующую мы планируем провести для сферы образования. Если первую мы инициировали с целью поставить стройку и ЖКХ на цифровые рельсы и показать, как можно работать современно, по-цифровому, то в образовании ситуация обратная: там всего слишком много. Огромное количество информационных систем у колледжей, вузов, школ — закуплено столько разрозненных продуктов, столько всего нагромождено, что риск утратить из-за этого основные преимущества эффективности, которую несёт в себе цифровизация, растёт на глазах. Нужно остановиться и выстроить систему у всех профильных ведомств образования и подведов: что, куда и зачем.

А, вообще, я считаю, что цифровая прокачка нужна постоянно, причем даже там, где уже есть результаты. Потому что в основе этого формата заложен анализ уже сделанного, коррекция направлений и определение зоны ближайшего движения. И участие федеральных экспертов в этом мозговом штурме само по себе повышает КПД результата на выходе.

ЦС: Расскажите, есть ли запросы по цифровизации непосредственно от предприятий и жителей региона?

Цифровизация стала как воздух, которым мы дышим. Телефон работает, интернет есть, и никто не анализирует это — они просто есть в нашей жизни. Думать начинаем только тогда, когда они перестают работать исправно.

Есть сервисы и цифровые возможности, к которым люди привыкли, а есть такие, о которых они даже не знают. С чем-то сталкиваются случайно: побывали где-то, увидели, что, оказывается, на остановках может быть интернет, а в магазинах на кассе — «космическая» технология, а в театре на входе почему-то даже не спрашивают билет, а просто пропускают. И, конечно, в обществе всегда будет спрос на такие новшества. Предприятия видят в этом увеличение прибыли, люди — повышение качества их жизни.

Мне лично в сообщениях в ВК приходят десятки инициатив из разряда «а давайте сделаем». Рассматриваем их все с точки зрения реальности и возможности приземлить у нас с учетом наличия нужной инфраструктуры. И вот как раз инфраструктурный вопрос часто становится приоритетным: бывает, что мы не в состоянии обеспечить саму возможность реализовать даже самое интересное цифровое решение. И это вновь обращает нас к необходимости активнее заниматься, прежде всего, условиями, то есть, инфраструктурой.

ЦС: Опыт каких регионов Вы рассматриваете для ассимилирования в Рязанской области? Какие регионы — образцы для рязанского, чтобы подсмотреть опыт и реализовать?

Если не брать во внимание Москву, Санкт-Петербург, Казань — лидеров цифровой трансформации, я бы выделил Пермь как пионера в области цифровизации здравоохранения, Липецк, где хорошо цифровизировано городское хозяйство, Ижевск, где хорошие темпы устранения цифрового неравенства и покрытия зоны вышек сотовой связи…

Есть много образцовых регионов, и каждый по-своему решает задачи. Мне бы очень хотелось, чтобы и наш регион в области цифровизации обрел своё лицо.

Объективно — мы многое умеем: научились интегрироваться с профильными ведомствами, работать с крупными разработчиками, бесшовно внедрять системы, адаптировать опыт других регионов. Мы научились не повторять те чужие ошибки, стараемся идти эволюционным путем, наращиваем массу на отдельных направлениях, чтобы ускорить проявление системного синергетический эффекта. Сейчас для него уже все сложилось.

ЦС: Ваши достижения, которыми вы гордитесь, что именно сделано на сегодня? Что предстоит сделать в ближайшей перспективе?

В середине апреля в Красноярске состоялось подведение итогов Первой национальной премии «Умный город». Мы подали на суд жюри шесть наших проектов, в итоге три из них вышли в финал, а один — взял «серебро». Отчасти, это, конечно, большой аванс. Но я уверен, что в будущем году их номинал и количество будут качественно иными. Работы много, мы продвигаемся системно и последовательно с уверенностью на высокий результат.