22.03.2023

Антон Шафаростов: «Через 10−15 лет инженер будет выходить из ВУЗа с цифровым навыком как с базовым»

Антон Шафаростов: «Через 10−15 лет инженер будет выходить из ВУЗа с цифровым навыком как с базовым»

О том, какие тренды в цифровизации строительства можно выделить в целом по России и в регионах в эпоху внедрения цифровой вертикали, как решать кадровые вопросы в сфере внедрения ТИМ, а также почему тема внедрения ТИМ в эксплуатацию никогда не «полетит», пока не будут приняты системные решения по профессиональной эксплуатации казённого имущества, «Цифровому строительству» рассказал Антон Шафаростов, заместитель министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Сегодня многие отмечают разрыв в цифровых компетенциях заказчика и подрядчика. Чувствуете ли вы эту проблему в Свердловской области и какие меры поддержки оказываются на региональном уровне?

В нашем регионе мы его особо не чувствуем, у нас довольно мощный стройкомплекс. Ощутимый разрыв может возникать в той части, которая касается взаимодействия проектировщика и заказчика. Причем в бюджетной сфере в этой части разрыва тоже нет — и заказчики, и подрядчики обладают слабыми цифровыми компетенциями, все находятся в состоянии осознания и обучения. В коммерческой сфере есть как проектировщики, перешедшие на полноценное моделирование, так и те, кто до сих пор не в теме. Но для проектировщика это вопрос повышения собственной эффективности, например, когда он, применяя информационное моделирование, может быстрее заработать деньги.

Меры поддержки — вопрос федеральный. Чтобы внедрение ТИМов в бюджетной сфере шло добровольно и активно, нужно стимулировать это через субсидирование строек — например, предлагать ощутимо лучшие пропорции субсидирования тем, кто работает в ТИМах. Финансовую мотивацию поймут все, а даже 2−3 дополнительных процента на миллиардной субсидии запросто покроют все издержки регионального бюджета на внедрение ТИМ.

Сколько строек сегодня работает в ТИМ, по вашим оценкам?

Что такое «работают в ТИМ»? Это те, кто к ним прикоснулся, или тот, кто их уже познал? Потому что это как бы очень разные сущности получаются…

Коснулись многие: условные 2% ТИМ в инвестиционном процессе можно найти почти у каждого застройщика. Более серьёзное и объёмное внедрение ТИМ у девелоперов тоже встречается, но по факту оно не столь существенное. Тех, кто перешел на полный цикл, можно посчитать по пальцам одной руки — я имею в виду тех, кто перешёл системно, комплексно, на уровне того же «ПИК».

Для регионов опыт ПИКа интересен, но не практичен — у нас нет столь крупных застройщиков. Средний застройщик в регионе вряд ли ощутит на себе те же эффекты от применения технологий, что и крупный федеральный девелопер.

Какие застройщики в Свердловской области продвинулись в ТИМ больше всего?

Есть ГК «Стройтэк», которая «росла» на ТИМах вместе с нами, — они много лет работают с бюджетными стройками. За 2 года у них образовался серьезный ТИМ-отдел, а в какой-то момент появилось даже отдельное бизнес-направление по внедрению и обучению ТИМ для внешних контрагентов.

Другой пример — компания «Первостроитель», довольно крупный застройщик в Екатеринбурге. У неё во многих необходимых процессах внедрены ТИМы. Есть и федеральные компании — «Брусника», «Эталон», ЛСР.

Есть хорошая региональная история успеха в части ИТ-компаний — «БИМ-Кластер», разработчик софта tangl, которая родилась в регионе, а сейчас работает на всю Россию и внедряет свои разработки. Я их знаю по своей работе, наблюдал, как развивался их бизнес, — от идеи до зрелой компании с хорошим, по-настоящему функциональным ПО.

Конечно, не могу не сказать про историю, которую в своё время создал я сам — внедрение ТИМ в службе муниципального заказчика, управлении капитального строительства Екатеринбурга, который тогда стал своего рода центром ТИМ-компетенций региона. Все началось осенью 2015 года, и за следующие 3,5 года (с 2016 по 2019 годы) мы наработали десятки моделей школ и детсадов, и даже с улицами потренировались. Вплотную подошли к вопросу сметного ценообразования в информационной модели, но в тот момент я перешёл на госслужбу, и развитие ТИМ-процессов в УКСе Екатеринбурга затормозилось.

Вообще, внедрение ТИМов в структуре предприятия прямо пропорционально тому, какое место занимает инициатор внедрения: чем выше он по рангу, тем активнее и продуктивнее идет внедрение.

А что же с этими наработанными моделями сейчас?

Давайте честно: пока всё на полку. Но тут не только организационный вопрос… Смотрите: на стройке работают люди, которые зачастую даже по-русски говорят не ахти как. А мы хотим, чтобы на стройплощадках внедрялись ТИМы, в которых 4/5 терминологии основано на английском языке. Все, кто занимается внедрением цифровых технологий в строительстве, должны более-менее сносно владеть не только русским, но ещё и английским языком — в том числе, техническим. В том числе и потому, что именно на английском языке выходит огромное количество публикаций по цифровизации и современным тенденциям в ней.

Как, на ваш взгляд, сегодня можно решить вопрос нехватки квалифицированных кадров с цифровыми компетенциями?

Это вопрос эволюционный и связан со сменой технологического уклада в строительстве. Известный пример: помните, у нас в 90-е годы была профессия «оператор ПЭВМ»? Сейчас её просто нет, она отмерла как класс, потому что навык работы с компьютером появился у всех. То же самое будет с цифровыми компетенциями в строительстве. Процесс займет время — лет 10−15 — по истечении которых и инженер с высшим образованием, и строитель со средним образованием будут выходить из ВУЗа с этим навыком как с базовым.

Эффективно ли, как считаете, разработка программ российских ИТ-компаний для ВУЗов? Такие программы есть у Exon, у «ЦУС», наверняка, у многих других…

Да, очень важно, что в этих программах можно изучить не столько работу на конкретных решениях, сколько выучить «базу» - методологию. Если студенту в период обучения делают правильную профессиональную «прошивку», то она остается у него в сознании навсегда. Я себя самостоятельно «перепрошил», когда понял, что ТИМы — это эффективная и перспективная история, и в ней есть смысл — но многим это даётся сложно. Однако если именно сразу учить старшеклассников и студентов, что стройка будущего — это неотъемлемая от «цифры» история, что где стройка — там и «цифра», то через какое-то время мы придём к тому, что у нас все новые строители будут обучены правильной, «цифровой» методологии и основам работы с ТИМ.

Сегодня тема цифровых двойников активно обсуждается в профильных СМИ и на мероприятиях. Что с цифровым двойником вашего региона?

До сих пор не понятно, до каких границ, размеров, задач цифровые двойники нужны. Да, для Москвы он нужен точно, для Екатеринбурга — тоже; у нас в городе проживает больше полутора миллионов человек, а с приезжими — под 2 млн. Но когда мы «спускаемся» ниже — в райцентры, небольшие города и посёлки, то для управления этой территорией цифровой двойник, может быть, и не особенно нужен. Затраты на его создание и содержание не дадут того полезного эффекта, который оправдал бы эти затраты. Насколько я знаю, вопрос эффективности масштабирования цифровых двойников «вниз» у нас пока не особо исследован, и было бы здорово, если бы Минстрой РФ заказал бы такую научную работу.

Пока история с цифровыми двойниками точно не для всех. Это ведь некий конечный этап движения развития ТИМов уже на этапе эксплуатации объекта. Если не брать промышленную сферу, то эксплуатацию можно поделить на две больших части: есть эксплуатация жилья и коммерческих объектов, которой занимаются застройщики и девелоперы, и есть эксплуатация бюджетных объектов — зданий соцкультбыта, улиц и дорог, некоторых инженерных сетей и сооружений…

Это в целом управление городом, посёлком…

Бюджетные объекты можно поделить по территориям — по посёлкам, районам, городам, округам. Можно поделить и по отраслям — образование, медицина, спорт, культура, транспорт, безопасность и т. д. И управлять ими соответственно, но централизованно и профессионально — силами управляющих компаний, которые и должны создавать и вести эксплуатационные модели объектов.

Очень интересный опыт есть у коллег из Минтранса Свердловской области — я говорю о системе управления региональными автодорогами, которая внедрена в управлении автодорог Свердловской области — это практически полноценный цифровой двойник дорожной инфраструктуры, находящейся в ведении региональных властей. В ней в реальном времени видно, что происходит на всех их дорогах с точки зрения эксплуатации; в ней оцифрованы и описаны все элементы дорожного обустройства — как дорожное полотно, так и дорожные знаки, водопропускные трубы и всё прочее. Видно, как перемещается уборочная техника, автоматически оцениваются параметры её работы. Все систематизировано, взаимосвязано, есть фото- и видеоматериалы о состоянии дорог и дорожной инфраструктуры за последние 20 лет, история ремонтов и так далее.

В общем, они знают всё о том имуществе, которое у них находится в распоряжении. Коллеги чётко понимают и финансово-экономическую составляющую, и техническое состояние своего дорожного хозяйства. И это важнейшая вещь, которая еще не доработана у многих девелоперов и почти совсем не существует в социальной бюджетной сфере, — когда в рамках одной управляющей структуры собран весь жизненный цикл объекта.

Наше управление автодорог работает на всём инвестиционном цикле — ТЭО, проектирование, строительство, эксплуатация, капитальный ремонт и реконструкция. В такой структуре с тысячью взаимосвязанных объектов их цифровой двойник очень полезен и действительно эффективен.

Я часто говорю: «Совершенно неважно, какая компания и как строит жильё — главное, кто и как его эксплуатирует». Потому что можно купить очень хорошо построенный объект с ужасной эксплуатацией, и мы будем однажды счастливы покупкой и постоянно страдать от нерадивой эксплуатации. И мы можем купить даже не очень хорошо спроектированный или построенный объект, но с добросовестной эксплуатацией, и постепенно устранить все недоделки. Коммерческие девелоперы уже это начали понимать — они продают в рынок не просто квартиры как квадратные метры, а, скажем так, среду для жизни… то, что сейчас называется «продукт» - он обязательно включает обслуживание силами управляющей компании. В бюджетной сфере мы пока в начале этого пути. У нас традиционно эксплуатация передана тем учреждениям, для которых мы это строим. Директор школы эксплуатирует здание школы, где она находится, главврач — здание своей больницы, и т. д.

В Международном медкластере Сколково эту историю удалось реализовать на пилотных объектах. Полный цикл и единая эксплуатация.

Это хороший кейс, но я могу представить, сколько сопротивления он вызвал. И наверняка это было недешево.

Мы с коллегами пришли к этой простой мысли — что бюджетными зданиями надо управлять по аналогии с многоквартирным жильём, централизованно и профессионально — больше 10 лет тому назад, когда начали строить сложные образовательные и медицинские объекты. Понятно, что мы можем оснастить инженерное и слаботочное оборудование датчиками, собирать с них данные, но их нужно передавать тем, кто умеет с ними работать. А когда их некуда передать, как сейчас, это не очень интересно и не очень эффективно с точки зрения стратегии развития хоть региона, хоть отрасли.

Пример реализации пилотного проекта в медкластере — отличный, надо постараться его масштабировать. Тема внедрения ТИМ в эксплуатацию бюджетных объектов ни за что не «взлетит», пока не будут приняты эти системные решения — без этой реформы никакого полноценного внедрения ТИМов в бюджетной сфере не произойдёт.

Более того, есть и ещё более сложная тема, о которой мы редко говорим — управление уличным пространством и благоустройством в городах. Это среда, с которой каждый из нас взаимодействует ежедневно. Когда мы строим улицу, мы строим её как единый объект: проезжая часть, ливневая канализация, тротуары, газоны, сеть освещения, светофоры, дорожные знаки, остановочные павильоны, иногда — трамвайные пути или контактная сеть для троллейбусов. И вроде было бы логично эксплуатировать улицу как единый объект…

Но давайте посмотрим в любой город — я уверен, что по всей стране схема примерно одинаковая. После завершения строительства улица перестаёт существовать как единый объект с точки зрения кадастра и эксплуатантов — проезжую часть и тротуары с газонами эксплуатирует одно учреждение, освещением традиционно занимается другое, светофорами и знаками — третье, ливнёвкой — четвёртое. За электротранспортную инфраструктуру, само собой, отвечает отдельное предприятие… У каждой инженерной сети (электричество, водопровод, канализация, тепло, газ) — тоже свои хозяева. А ещё есть связисты со своим оптоволокном, есть владельцы кабельной канализации, где это оптоволокно иногда лежит… Есть ведомственная спецсвязь. И улица, будучи в проекте сложным, но единым объектом, после завершения строительства рассыпается, как горох из мешка, на более мелкие объекты разных балансодержателей. Понятно, что в таком режиме обеспечить эффективную эксплуатацию улично-дорожной сети городов в информационной модели просто невозможно — мы не сможем добиться взаимосвязанности данных как одного из ключевых признаков модели.

Этот вопрос давно пора решать на федеральном уровне — потому что отсутствие у городских улиц единого эксплуатанта является общей и хронической проблемой для нашей страны.

Каков ваш стратегический взгляд на перспективу цифровизации строительства? Сейчас идёт пилотный проект по внедрению цифровой вертикали стройкомплекса в регионах. Каким будет дальнейшее движение индустрии цифровой стройки?

Коммерческие застройщики уже видят пользу в ТИМах и цифровых решениях — с ними проще, там цифровизация произойдет быстрее. Можно ведь провести аналогию с внедрением темы с эскроу-счетами — сначала многие девелоперы подозревали недоброе и сопротивлялись, а в кризисное время дружно сказали «спасибо», потому что эскроу-модель поддержала (а то и спасла) весь рынок жилищного строительства.

Бюджетной сфере посложнее, у нас сильна инерция и дольше принимаются важные решения. Мы сейчас участвуем в пилотном проекте, но все же, если для субъектов не появится каких-то реальных, ощутимых стимулов, то движение по пути цифровизации будет медленным. Есть сторона формальная — поручения, протоколы, отчёты, а есть сущностная — как только появится финансовый стимул, динамика цифровизации точно возрастёт.