Автономный общественный транспорт — это одно из самых перспективных направлений в развитии городской инфраструктуры, которое позволяет значительно улучшить экологическую обстановку, снизить уровень пробок на дорогах, а также повысить качество жизни людей. АТ помогает сократить время в пути и сделать доступнее разные районы города, что является важным фактором для комфортной жизни горожан. Для создания более умных, безопасных и быстрых транспортных средств используется технология искусственного интеллекта, а также цифровые двойники.
По мере того как городские районы становятся больше и многолюднее, общественный транспорт превращается в основное средство передвижения. Поезда, автобусы, такси, взятые напрокат велосипеды и скутеры позволяют людям перемещаться с низкими затратами и разным уровнем комфорта. Но по мере роста городов и их плотности потребность в еще более эффективном общественном транспорте приобретает решающее значение и требует поиска более совершенных методов. Автономный транспорт поможет уменьшить пробки на дорогах, снизить загрязнение окружающей среды и вернуть ценные жилые и коммерческие площади.
Беспилотные перевозки обладают множеством преимуществ, считают специалисты компании Cognata, разрабатывающей ПО для автономного транспорта. Во-первых, перевозчики могли бы более гибко управлять своими автопарками 24/7, используя при этом различные виды транспорта, такие как автобусы и шаттлы, в зависимости от спроса. Они могли бы применяться например, для фиксированных или динамических маршрутов (разных в зависимости от времени суток и загруженности). Это помогло бы снизить расходы при одновременном уменьшении заторов на дорогах и загрязнения окружающей среды в городах.
Еще одно преимущество такого вида транспорта — безопасность. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий во всем мире погибает около 1,3 млн человек. Это огромное число заставляет правительства и города искать способы повышения безопасности дорожного движения. Человеческие и экономические потери в результате дорожно-транспортных происшествий огромны. Они являются основной причиной смертности детей и молодежи; обходятся большинству стран в сумму до 3% их ВВП. Большинство погибших на дорогах приходится на уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов (по данным Всемирной организации здравоохранения). Эти статистические данные еще более трагичны, поскольку большинство проблем безопасности вызваны человеческими ошибками и, следовательно, предотвратимы. Среди основных причин аварий — превышение скорости, вождение в нетрезвом виде и рассеянное вождение. Автономные транспортные средства могут устранить многие причины, приводящие к авариям.
Мировое внедрение технологии
Многие города по всему миру уже начали внедрять программы тестирования автономных транспортных средств.
В Москве в июне текущего года было запущено беспилотное такси. Такой же проект уже существует в Иннополисе — городе-спутнике Казани. Также беспилотные тягачи «Камаз» будут перевозить грузы по трассе М-11. Проект стал возможен благодаря созданию цифрового двойника автомагистрали.
Первое полноразмерное автономное автобусное сообщение в Великобритании открылось для широкой публики в мае текущего года. По данным компании общественного транспорта Stagecoach маршрут AB1 способен перевозить до 10 тыс. пассажиров каждую неделю. Компания добавила, что AB1 «считается первым зарегистрированным автобусным сервисом в мире, использующим полноразмерные автономные автобусы». Тестирование автобусов продлится до 2025 года. Будет задействован парк из пяти машин, которые будут двигаться в смешанном потоке.
В 2025 году 45 беспилотных электрических микроавтобусов выйдут на маршруты в трех европейских городах: Женеве (Швейцария); Кронахе (Германия); и Осло (Норвегия). Они будут перевозить пассажиров по требованию «от двери до двери».
Польза цифровых двойников в беспилотных перевозках
Несмотря на то, что автономный общественный транспорт имеет огромные перспективы, много где с осторожностью относятся к внедрению новой технологии в городскую среду. Эта проблема понятна, поскольку автобусы и шаттлы — это большие транспортные средства, и их искусственный интеллект должен быть осведомлен об окружающей среде и иметь лучшие наборы датчиков, чтобы «видеть» любые потенциальные угрозы. Также АТ должен быть обучен и протестирован в разных условия для обеспечения безопасности. Это может быть сделано за счет использования виртуальных симуляций для тестирования, таких как динамические цифровые двойники.
Динамические цифровые двойники могут воспроизводить городскую среду и маршруты общественного транспорта. Используя эти виртуальные модели, искусственный интеллект автономных транспортных средств может быть изучен и протестирован в обычных и экстремальных сценариях, таких как искусственные угрозы безопасности, и различных дорожных и погодных условиях. В различных сценариях можно проверить, как АТ реагирует на другие транспортные средства на дороге, мотоциклы, велосипедистов, пешеходов и других уязвимых участников дорожного движения. Эти виртуальные модели также могут стать отличным способом для городов изучить интеграцию автономных автобусов и шаттлов в свою среду, выбрать наилучшие и безопасные маршруты и скорости, а также изучить поведение автономного общественного транспорта при различных вариантах планирования. Например, как расположение автобусных полос влияет на загруженность дорог и безопасность. Кроме того, виртуальные модели и расширенные тесты безопасности могут способствовать общественному признанию этой технологии.
Длительное тестирование автономного транспорта важно для его успешного повсеместного внедрения, потому что, как отмечал Forbes, «крупнейшие мировые автопроизводители вложили миллиарды долларов в попытки усовершенствовать технологию, но на нее нельзя полагаться в действительно сложных ситуациях».