10.06.2024

Беспилотные фантазии автономной экономики: взлетаем, едем, погружаемся

Беспилотные фантазии автономной экономики: взлетаем, едем, погружаемся

В рамках дня ПМЭФ-2024 прошла дискуссия, посвященная технологиям беспилотного управления в различных отраслях экономики: транспорт, строительство, логистика, агробизнес, добывающая промышленность. В центре внимания сессии - наземные, подводные и летающие беспилотники России.

На наших дорогах уже ездят машины без водителя и поезда без машиниста, когда машины нас заменят, готова ли данная технология для повышения эффективности и производительности труда и как далеко может зайти такое партнерство человека и машины? Какая помощь от государства нужна для развития этого сегмента экономики и как автономная экономика изменит облик всех отраслей? Ведущие эксперты и визионеры в области автономных технологий обсудили вызовы и возможности этого динамично развивающегося сектора экономики.

«Мы считаем себя цифровым партнером населения, государства и бизнеса. Мы стараемся своей инфраструктурой и сервисами помогать нашим клиентам развивать их деятельность. Беспилотные средства — это сейчас магистральный тренд, который может изменить будущее всех отраслей», — отметил Алексей Подрябинников, вице-президент и директор по работе с корпоративными заказчиками, ПАО «Ростелеком».

Евгений Абакумов, директор по информационной инфраструктуре Росатома; научный руководитель центра информационных технологий и искусственного интеллекта Университета «Сириус»:

«Беспилотники очень полезны при эксплуатации сложных объектов. Сейчас важна экологическая повестка, и везде, где человек подвергается опасным техногенным факторам, его желательно убрать оттуда. Беспилотники делают карту остатков радиационного фона.

Минимум людей должно быть в производственных процессах. К примеру, сейчас мы строим завод по производству электрических батарей, и там мы стремимся максимально автоматизировать производство.

В части развития беспилотных технологий нас стимулирует, что в стране это еще не полностью стандартизованная отрасль. Мы находимся на этапе формирования этой стратегии».

Павел Попов, заместитель генерального директора АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте»:

«Экономика постоянно меняется. На начальном этапе машинист был дешевле. В РЖД больше 100 тысяч машинистов. Найти персонал все сложнее и сложнее, зарплаты растут. Поэтому все тенденции показывают, что без технологии нам не обойтись, в том числе и по экономическим причинам. Инвестиции начальные большие, но с переходом на новый технологический этап нам нужны новые локомотивы с цифровым управлением.

У нас в Андроновке создан центр дистанционного управления и контроля. РЖД одни из первых ввели стандарт машиниста-оператора — это человек, который при возникновении нештатной ситуации принимает финальное решение. Например, драка в салоне, появилось препятствие, и т. д. — на эти ситуации должен отреагировать человек. И в ряде ситуаций, без этого никак, должна быть бригада быстрого реагирования».

Алексей Фетисов, генеральный директор Т1:

«Беспилотье — это такой фронтир, где оттачиваются самые современные прорывные технологии. Машинное зрение, искусственный интеллект, комбинаторная оптимизация, обработка большого количества информации в режиме реального времени, принятие решений. Нам интересно апробировать эти технологии на конкретных практических задачах.

Первый — это транспорт, логистика, мониторинг. В прошлом году мы доставляли лекарства в Ненецком автономном округе из одного населенного пункт в другой.

С точки зрения транспортного беспилотья мы видим большой потенциал для быстрых, эффективных решений задач, которые не требуют серьезной взлетной массы и мощности. Сертифицировать и произвести крупный беспилотник сейчас — большой вызов. Даже в регионах, где есть экспериментальный правовой режим.

Вторая тема, где как раз сплав технологий, — это агропромышленный комплекс. Земледелие очень наукоемкая область, где, чтобы качественно использовать пассивные площади, повышать урожайность и бороться с рисками климатическими и прочими, действительно нужно использовать массу технологий. Это датчики, которые по интернету передают информацию, это дистанционное зондирование земли, которое 6 раз в день снимает карту полей, это искусственный интеллект, который анализирует посевы. Это и беспилотники, которые сейчас используются для обработки посевов и мониторинга, то есть опрыскивания.

Если все это свести в одну платформу, в целом можно дать агросектору инструмент, который позволит крайне эффективно управлять посевными площадями».

Ольга Чебунина, вице-президент по инновациям ГК «Дамате», заместитель председателя ИЦК «Агропромышленный комплекс»:

«У нас есть три стрима в отрасли. В частности, мы применяем беспилотники в растеневодстве. В частности, агронаблюдение. Мы собираем общую картину о полях. Вторая задача — использование небольших беспилотников, которые взлетают на 7−10 метров. Самое важное для нас — распознавание сорняков и вредителей. В ИЦК есть особо значимый проект, называется «История поля». Этот проект нацелен на импортозамещение системы «Крупвайз» - западная система, которая позволяет нам определять степень вегетации, вид, размер это сорняка. Третья задача — это внесение СЗР в среду защиты растений и внесение минеральных удобрений.

К сожалению, есть и проблематика. Первая — это проблемы со связью. Вторая проблема — специалистов очень мало, они уходят сейчас на более приоритетные задачи с использованием дронов. Третья — сейчас мы используем преимущественно китайские дроны, но очень ждем альтернативы российские, к 2030 году стоит национальная задача перейти на российские дроны».

Владимир Сакович, генеральный директор Sk Capital:

«Мы инвесторы, для нас важен возврат вложенных средств. Где сейчас точно уже есть деньги и экономическая эффективность — это мониторинг. Уже много государственных и частных заказчиков эти пользуются. Пока экономическая эффективность не подтверждена в доставке, хотя все ожидают, что именно доставка станет ключевым рынком на горизонте 10−20 лет.

Наша инвестиционная компания является оператором экспериментального правового режима по применению дронов в сельском хозяйстве. Есть постановление правительства о том, что дроны в сельском хозяйстве нужны, но как им правильно летать, непонятно. В 10 регионах сделали экспериментальный правовой режим».

Алексей Беляков, вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий в Сколково:

«Три приоритетных рынка сейчас: сельское хозяйство, горнорудка и мониторинг карьеров, мониторинг протяженных объектов.

Касаемо барьеров -это связь, инфраструктурный барьер, необходимость создания инфраструктуры. Мониторинг беспилотников, где какой беспилотник находится, система разведения беспилотников. И здесь я бы обратил внимание на платформу по управлению воздушным пространством. Подобные платформы решать целый ряд проблем, например, по разведению двух беспилотников, по планированию маршрутов, по разведению беспилотников и пилотируемых судов, по разграничению эшелонов.

В части регуляторики, несмотря на большое количество экспериментально-правых режимов (ЭПР), они не могут гарантировать спрос. Пока что в рамках этих ЭПР только пилотируются отдельные бизнес-кейсы. Тем не менее, безусловно, рынок перспективный в России, благодаря нацпроекту, благодаря развитию кадров, благодаря работе с регуляторикой, этот рынок, я думаю, будет развиваться быстрее, чем в других. Безусловно, сейчас у них серьезный спрос и смещение фокуса страны в СВО».