BIM-технологии уже стали частью нашей жизни. Всем, кто работает в строительстве, рано или поздно придётся с ними работать. Рассказываем, чем BIM отличается от 3D, и на что обращать внимание при построении моделей.
BIM похож на 3D-моделирование зданий только внешне — объемным представлением объекта, который можно показать инвесторам. И если в обычном 3D самое главное — дизайн, то в BIM — атрибуты и документация: то, что кроется за красивой картинкой. BIM — не рисование, а конструкционное моделирование.
Оглавление
- Отличие 1: практическая польза
- Отличие 2: связь с расчетами
- Отличие 3: многоуровневость
- Отличие 4: документация
- Отличие 5: автоматические изменения
Отличие 1: практическая польза
Качественно построенная BIM-модель — огромный труд целой команды: архитекторов, инженеров, проектировщиков, айти-специалистов. При построении BIM-модели все участники работают в одном рабочем пространстве и могут видеть процесс онлайн через облако. Взаимодействовать друг с другом могут архитекторы, проектировщики, инженеры, подрядчики, надзорные органы.
Это не только возможность в деталях показать заказчику, как будет выглядеть здание, но и:
- тщательно рассчитать все затраты,
- выявить коллизии до момента стройки,
- подробно распланировать все этапы,
- контролировать процессы и сроки.
Можно сказать, что BIM-модель на начальном этапе — виртуальная репетиция строительства здания и возможность заранее просчитать неожиданности и проблемы: какой блок и где будет стоять, у какой компании закупать материал и сколько точно его понадобится, как будут выглядеть инженерные сооружения. В BIM-модели множество слоёв, которые соединяются воедино. Например, каркас здания, система отопления, канализация. Это проектирование, максимально приближенное к реальности.
Если 3D-моделирование показывает в основном визуальную составляющую, то в BIM возможно построить цифровой двойник здания. Это не только стройка, но и эксплуатация, и даже снос.
Отличие 2: связь с расчётами
При проектировании строительства в 3D можно нарисовать любой объект, но понять подробности — не всегда. Что это за деталь, из чего она сделана, какие у неё размеры — нужно смотреть в документацию, если она есть.
Вся нужная информация в одном месте. В BIM-модели можно создавать любую глубину проработки: от обычной 3D-картинки до полного цифрового двойника. Но чем подробнее модель, тем лучше: если сразу всё делать правильно, затраты снижаются, времени на проектирование и согласования уходит меньше.
Например, подрядчик, который будет отвечать за систему отопления, может увидеть проект в 3D, но только тот слой, который ему нужен. С подробными расчётами, точным указанием количества и марки труб и радиаторов, способами крепления и деталями, которые для этого понадобятся.
Автоматические изменения. Огромный плюс BIM заключается в том, что изменения в одной части автоматически ведут за собой перерасчеты во всей модели, вплоть до документации. Это удобно: неразберихи и ошибок меньше, человеческий фактор почти перестаёт влиять на проектирование.
Модель «для галочки» может быть 3D-картинкой, но это не даёт использовать все возможности BIM: правильно выстроенная модель позволяет контролировать строительство на всех уровнях и этапах. Чем выше детализация, тем более автоматизированным получается процесс.
Например, стена здания может отображаться в модели монолитом вместе с окном, а может содержать в себе каждую деталь отдельно — каждая плита, оконная рама, стекло. Тогда можно точно рассчитать количество материалов, выделить этапы работы и автоматически сделать точный график производства работ. Это позволит легко следить за процессом строительства по документам, фотографиям, видео или прямо на объекте: как должно быть и что есть по факту.
Отличие 3: многоуровневость
В BIM-модели есть несколько уровней проработки, если их сильно упростить, то они выглядят так:
- 2D — чертежи на плоскости,
- 3D — объемная модель по чертежам,
- 4D — модель с расчётами времени и графиками производства работ,
- 5D — цифровой объект с полными финансовыми расчетами и сметами,
- 6D — полный цифровой двойник уже построенного здания.
В идеале полная BIM-модель приходит к уровню проработки 6D. И тогда здание легко эксплуатировать, реконструировать и сносить. На практике чаще всего получается 3D с элементами 4D и 5D. В качественной модели сметы можно автоматически выгружать прямо из BIM, но если модель сделана только для прохождения экспертизы с минимальными требованиями, много расчётов придётся вносить и выполнять дополнительно.
Отличие 4: документация
BIM соединяет всю проектную документацию в одном месте. К ней можно настроить доступ через облако всем, кому это необходимо. Отчёты становятся проще и прозрачнее, а если есть электронный документооборот, цифровой строительный контроль выходит на новый уровень. Посмотреть, что уже построено, что пропущено, где есть проблемы, укладываются ли подрядчики в графики, сколько денег потрачено, можно прямо в модели. Картина будет целой, ясной и чёткой.
Отличие 5: автоматические изменения
Рисунок при 3D-моделировании зданий можно изменять локально — перерисовать, а в BIM любое действие ведёт за собой изменения во всей системе. Например, если сделать изменение в техническом задании — поменяется сметная документация или система сообщит, где нужно внести правки. А при изменении размеров деталей на модели будут сразу видны коллизии.
Сразу создавать BIM-модель, а не 3D — выгоднее со всех точек зрения. Правда, бывают ситуации, когда без 3D-моделирования зданий не обойтись. BIM — понятный и лаконичный, и для промышленных объектов его возможностей обычно достаточно. Но если заказчику или прессе нужно показать красоту архитектурных деталей и реалистичный рендер, используют дополнительные программы. Такие, как Twinmotion или 3Dmax.
Для построения качественной модели, которая не будет просто объёмной картинкой, важна поэтапность. Начало — с технического задания и расчётно-пояснительной записки. Тогда проект будет сразу реалистичным, а расчёты верными. В конечном итоге BIM решит множество проблем. Как минимум, сразу покажет, реально ли построить здание и уложиться в бюджет или оно навсегда останется красивой 3D-картинкой.