13.03.2023

Спрос превышает предложение: «Цифровое управление строительством» - программа подготовки специалистов с цифровыми компетенциями

О проделанной работе по подготовке квалифицированных кадров портал «Цифровое строительство» побеседовал с Михаилом Бобковым, начальником отдела аналитики, управления по внедрению и развитию программного обеспечения ООО «ОСМОКОД», разработчиком информационно-аналитической системы «Цифровое управление строительством».

Проведенный в прошлом году опрос выявил вызовы скорейшего цифрового развития отрасли — сегодня наблюдается нехватка компетентных кадров при внедрении цифровых решений в реальную работу строительных организаций.

Сахалинский государственный университет (СахГУ) — один из первых ВУЗов в России, запустивший уникальный проект по подготовке квалифицированных кадров в сфере цифрового строительства. Специально для этого ВУЗа ИТ-компанией — разработчиком отечественного ПО — была создана учебная программа, в которой используются модули облачной платформы «Цифровое управление строительством».

ЦС: Что представляет из себя программа подготовки кадров в сфере цифрового строительства, кто является ее разработчиком?

Михаил Бобков: Программу обучения для СахГУ создали специалисты российской компании «Осмокод», которая сегодня является партнером пилотного проекта Минстроя РФ по внедрению цифровой вертикали в строительстве в 40 регионах страны. Создавалась она исходя из следующих идеологических компонентов и задач.

Основной инструмент для изучения и получения практических навыков для цифровизации строительства — информационно-аналитическая система «Цифровое управление строительством». Формат программы — индивидуальные практические занятия для каждого обучаемого. Содержание — реальные регламентированные бизнес-процессы и документооборот в строительстве в цифровом виде. И, наконец, обратная связь при обучении — неотвеченных вопросов и нерешенных проблем не будет, так как для всех обучаемых включена в работу служба техподдержки.

При этом мы можем гарантировать востребованность специалистов, прошедших обучение по ИАС «ЦУС» обеспечивается спросом на них со стороны наших многочисленных Заказчиков-пользователей ИАС «ЦУС».

ЦС: Расскажите о концепции программы реализуемой в СахГУ.

Михаил Бобков: ИАС «ЦУС» обладает значительным количеством модулей и функций, обучение которым в полном объеме в рамках одного курса нецелесообразно ввиду слишком большого объема информации. Таким образом, мы определили базис изучаемых модулей и функций системы, который включен в нашу первую программу обучения студентов СахГУ. Ими стали: основные функции заполнения карточек проектов и объектов в системе, функции формирования исполнительной документации, формирование документации Стройконтроля, работа с графиком производственных работ и документами закрытия выполненных СМР, а также формирования отчетности.

Рассматривая различные форматы работы со студентами по программе, мы сознательно сделали ставку на практическую и самостоятельную работу. Если просто изложить теоретическую часть или только сделать обзор функций системы с использованием видеоматериалов и слайдов, то у студентов не будут сформированы практические навыки работы в ПО, а именно специалисты с такими навыками сейчас востребованы.
Основа обучения — рассказ и демонстрация практических действий, которые должен выполнить обучаемый, производится по подготовленным видео инструкциям и предоставляемым учебным материалам. Проводит обучение преподаватели СахГУ, которых обучили до начала подготовки студентов. Указанное положение концепции позволяет нам масштабировать данные курсы обучения по ИАС «ЦУС» для других учебных заведений очень быстро.

ЦС: Есть ли что-то аналогичное?

Михаил Бобков: До начала работы по подготовке данных учебных курсов по ИАС «ЦУС», которые сейчас реализуются в СахГУ, мы проанализировали существующие учебные материалы с учетом формата «самостоятельной практической работы» обучаемого в системе. Оказалось, что для этого очень мало подготовлено. Чего точно не хватает:

 — видео-инструкций в отношении практических требуемых пошаговых действий для обучаемых;

— сценариев практических действий обучаемых в соответствии с реальными и требуемыми бизнес-процессами отдельных специалистов и с создаваемыми «с нуля» электронными документами в системе;

— работы с каждым обучаемым в разных ролях (строительная специальность) в системе, переходя из роли в роль при обучении для формирования практических навыков по цифровизации разных ролевых процессов;

— предустановленных персонально и раздельно для каждого обучаемого в системе настройки проектов, объектов, типов и шаблонов документов, а также отчетов, используемых в обучении;

— работы в выделенной базе данных для обучения с отдельными регистрационными данными для каждого обучаемого и обеспечение пошагового контроля исполнения его практических действий и результатов в системе.

При разработке курсов обучения для СахГУ все указанное выше было реализовано. В этой связи мы считаем наш учебный продукт передовым, проработанным и перспективным.

ЦС: Что именно выполняют студенты при практической работе в ИАС «ЦУС»?

Михаил Бобков: Производится не абстрактное использование функций системы на уровне «операция завершена и действие выполнено корректно», а выполняются действия по выполняемым на стройплощадке процессам и формируемым нормативным документам: например, действия специалиста Стройконтроля по формированию предписания об устранении выявленного нарушения при производстве работ на площадке строительства или действия специалиста ПТО при формировании Акта освидетельствования скрытых работ. На практических занятиях в ИАС «ЦУС» студенты заполняют в системе реальные бизнес-процессы различных специалистов, работающих на стройке, выполняют работу с электронным документооборотом на практике на стройплощадке.

ЦС: Вы планируете внедрение решения ЦУС в Сахалинском регионе? В чем специфика решения?

Михаил Бобков: На Сахалине уже на практике используется ИАС «ЦУС». Пользователем системы является Сахалинское предприятие федеральной компании «РОСВОДОКАНАЛ». Они и стали инициаторами того, чтобы учебная программа по изучению ИАС «ЦУС» появилась в СахГУ с целью подготовки кадров, владеющих реальными навыками работы по процессам цифрового строительства. По сути, для студентов это и есть вариант трудоустройства.

ЦС: На кого рассчитан курс по «ЦУС» и сколько длится обучение?

Михаил Бобков: Курс обучения по ИАС «ЦУС» рассчитан как на студентов, так и на профильных специалистов строительных компаний, которым требуется подготовка по получению практических навыков работы в цифровых процессах и электронных документах строительства.

В настоящий момент обучение предполагает вводную часть — это пять практических занятий по 2−3 часа и результирующее обсуждение выполненной работы. Количество теоретических занятий определяется преподавателем, проводящим обучение. Мы формируем учебные материалы по разделам и модулям ИАС «ЦУС», которые не были представлены в курсах. Ввиду постоянного развития системы предусмотрены обновления учебных программ, связанных с нашими новыми разработками в ИАС «ЦУС», которых действительно много и которые разрабатываются нами по заказам крупных федеральных строительных компаний.

ЦС: Сколько выпускников планируете в среднесрочной перспективе?

Михаил Бобков: Учебная программа впервые представлена для студентов, поэтому пока рано подсчитывать количество выпускников. В будущем ежегодно количество обученных по отдельным модулям ИАС «ЦУС» составит несколько сотен специалистов.

ЦС: Расскажите о ваших дальнейших планах.

Михаил Бобков: Мы намерены масштабировать готовый учебный продукт в другие регионы. Кроме того, существует внутрикорпоративный план формирования новых (дополнительных) учебных продуктов. В стадии запуска находится серия локальных курсов обучения по отдельным функциональным разделам ИАС «ЦУС», которую будет реализовывать наша служба техподдержки. В стадии согласования находятся совместные с партнерами проекты.

Потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих практическими навыками использования инструментов цифровизации строительства, очень большая и на сегодня превышает предложения по подготовке таких кадров. Спрос растет, и значит, вслед за СахГУ, большинство ВУЗов страны постепенно начнут переводить программы обучения завтрашних специалистов на digital-путь.