О том, как родилась идея цифровой платформы для взаимодействия субъектов РФ с Минстроем России по федеральным программам, о том, как она создавалась и как она уже работает, порталу «Цифровое строительство» рассказала Дина Сафиуллина, руководитель Проектной дирекции Минстроя России.
— Какова основная причина разработки/внедрения новой цифровой платформы, предназначенной для взаимодействия органов исполнительной власти по федеральным программам и нацпроектам? Как в целом появилась ее идея?
Идея разработки платформы родилась давно, еще когда я работала в регионе, в Минстрое Республики Татарстан. И в то время, и когда я уже перешла работать в Проектную дирекцию, все заявки по федеральным программам и нацпроектам подавались в бумажном виде. Для того, чтобы подать заявку, необходимо было сначала распечатать документы, заполнить их согласно форме. Затем подписать на трех уровнях, потому что заявка реализуется на муниципальном уровне, отвечает за нее региональный Минстрой, он же подписывает первым и несет всю ответственность за дальнейшую реализацию проекта. Далее ставилась подпись высшего должностного лица субъекта. И уже затем заявку нужно было привезти в федеральный центр.
Проектная дирекция Минстроя, которую я возглавляю, работает по четырем основным направлениям: федеральный проект «Жилье» и входящая в его состав программа «Стимул», федеральные проекты «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал», а также ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город», нацеленный на создание комфортной городской среды. Заявки на участие во всех этих проектах регионы подают в наше ведомство.
Кроме неудобства для регионов, бумажные заявки усложняли и работу Проектной дирекции. Поступившие от субъектов РФ пакеты документы нужно было анализировать, заполнять таблицы, то есть, по сути, происходило дублирование задач. Чтобы облегчить работу Дирекции и коллег из регионов появилась идея создания этой системы, которую нам удалось реализовать.
— Как долго разрабатывалась платформа?
Около года. Минстрой России передал нам функцию по формированию программ в июне 2022 года. Тогда мы и задумались над тем, как эту процедуру оптимизировать. Мы разрабатывали и пилотировали цифровую платформу в течение года, сегодня регионы уже успешно пользуются ею.
— Как это технически выглядит сейчас?
Региональным ответственным созданы личные кабинеты для заполнения документов. В качестве образца интерфейса использовался привычный всем Единый портал Госуслуг. При авторизации в личном кабинете открывается форма, в ней специалист заполняет название объекта, мощность, годы реализации. Автоматически формируется документ по шаблону, который утвержден соответствующими приказами Минстроя и Минэкономразвития. Распечатывать документ не нужно.
После этого сформированный документ отправляется через платформу в муниципалитет, где ставится электронная цифровая подпись, затем ЭЦП ставит региональный Минстрой и высшее должностное лицо субъекта. После чего документ направляется в Дирекцию.
— Расскажите, пожалуйста, об аналитических возможностях платформы.
В Проектной дирекции мы всегда вели и ведем аналитику в электронном виде, у нас есть дашборды, по которым мы анализируем текущий статус реализации программ в каждом регионе. Также мы создали в телеграме чат-бота по программам.
Новый сервис станет источником информации по поданным заявкам, а также единым хранилищем аналитических данных. Информация из этой системы позволит формировать отчеты по заданным параметрам.
Хочу отметить, что Дирекция занимается как формированием программ, так и их сопровождением, поэтому все сведения поступают к нам, и мы анализируем риски реализации проектов, что позволяет своевременно перераспределять деньги между регионами. К примеру, некоторые регионы не успевают освоить выделенное финансирование, а некоторые осваивают опережающими темпами. В этом случае мы готовим предложения для соответствующего перераспределения. Цифровизация аналитики и всех процессов помогает принимать решения быстро.
— По каким параметрам система ведет аналитику?
Аналитика формируется по метрикам, позволяющим нам принять решение о возможности финансирования конкретного объекта. Среди основных критериев одобрения финансирования — наличие экспертизы, правоустанавливающих и иных документов, достаточность лимитов
— Раньше это делал человек?
Да, и первый важный эффект от внедрения данной платформы — снижение количества ошибок. Раньше мы документы не видели заранее, и ошибки находили на этапе, когда документы уже подписаны и поступили в бумажном виде. В таких случаях документы возвращались.
Сейчас мы проверяем документы еще до того, как они подписаны, на этапе заполнения, когда они еще даже не направлены в муниципалитет. Видим этот «черновик», смотрим, анализируем. Если все правильно, ставим статус «согласовано предварительно». Только после этого документ идет на подпись. Таким образом, благодаря платформе сроки подачи регионами заявок на участие в федеральных программах сократились в 4 раза и решается задача по модернизации и упрощению процесса получения регионами субсидий по госпрограммам.
— Как платформа интегрирована с теми сервисами, что уже существуют?
Разрабатывая платформу, мы, конечно, думали о том, как сделать ее максимально адаптированный к существующей системе «Умный город», с которой мы работаем с 2021 года, чтобы уменьшить объем ручной работы. Сейчас мы находимся в тесной связке в работе с Госэкспертизой, поскольку, когда подается заявка, основанием для ее финансирования является прохождение экспертизы объекта. При подаче заявки субъект может ввести номер, полученный при прохождении Экспертизы, и все технико-экономические показатели объекта подгрузятся из заключения автоматически. Кроме того, это подтверждает достоверность экспертизы.
В будущем мы планируем интегрировать в систему и разрешения на строительство. Сейчас интеграции нет, потому что в каждом регионе их выдают специальные органы. Когда будет сформирована единая база, сможем погрузить ее на нашу платформу.
— Есть ли уже какие-то примеры того, как регионы успешно пользуются платформой?
Можно привести в пример Саратовскую, Владимирскую, Курганскую, Рязанскую области, Республики Адыгея, Ингушетия. Они уже подали заявки. Также хочу отметить субъекты-отличники, на которых мы пилотировали платформу до запуска — это Московская область и Республика Татарстан. Если у коллег возникали какие-либо вопросы, мы тут же вносили корректировки.
— Работы стало меньше?
Нет, но работа стала интересней. Раньше у нас было больше проверочных задач, а сейчас — гораздо больше аналитики.