31.03.2023

Елена Звонарева: «Добиться эффективной работы цифровой вертикали можно только за счет вовлечения всех участников реализации строительных проектов и перестройки на цифровой стандарт»

Елена Звонарева: «Добиться эффективной работы цифровой вертикали можно только за счет вовлечения всех участников реализации строительных проектов и перестройки на цифровой стандарт»

Сегодня в России реализуется масштабный проект Минстроя РФ по цифровизации строительства: внедряются сквозные технологии на всех этапах жизненного цикла объектов и формируется единая цифровая среда для всех участников реализации строительных проектов. О том, какие возможности он откроет для регионов, а также с какими вызовами уже столкнулись при внедрении ИТ-решений, портал «Цифровое строительство» поговорил Еленой Звонаревой, советником министра строительства РФ, замруководителя Центра компетенций Департамента строительства г. Москвы.

Вы стояли у истоков пилотного проекта, еще будучи замминистра строительства в Красноярском крае вы активно внедряли «цифру» в строительстве. Каких результатов вам удалось добиться там?

Идея возникла при реализации одного из мероприятий Комплексного плана социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск». Арктические регионы — стратегические важные территории для России, там требуются особенные подходы в строительстве с учетом экстремальных погодных условий. Так вот для сокращения сроков строительства и уменьшения логистических издержек, связанных с перемещением проектной и строительной документации между ведомствами — участниками реализации проектов Минстроем Красноярского края было принято решение о пилотировании электронно-технического документооборота при проектировании и последующем строительстве/реконструкции нескольких объектов (четырех 6-этажных домов).

В качестве среды общих данных для обмена информацией стало использоваться программное обеспечение для автоматизации и управления строительными процессами (информационная система — Exon). К этому ПО были подключены Минстрой Красноярского края, администрация города Норильска, КГКУ УКС, ООО «Строительная компания «Титан», также доступ предоставлен КГАУ «Красноярская краевая государственная экспертиза» и службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

В настоящее время все разделы проектной документации разработаны.

Несмотря на отсутствие обязательства до 1 марта 2023 г. включать в состав разделов проектной документации трехмерную модель графической части, архитектурно-строительное проектирование было выполнено в полном соответствие с Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (с изменениями и дополнениями)».

Обучение работе с новыми информационными системами успешно завершили порядка 450 человек из числа представителей Минстроя Красноярского края, администрации города Норильска, КГКУ УКС, строительной компании «Титан», КГАУ ККГЭ и Стройнадзора региона. Подключаются все новые и новые участники, так как пилот уже давно вышел за рамки пилота, превратившись в постоянно действующую модель на территории всего края. Сегодня наблюдаю историю уже издалека, но именно этот пилот стал ключевым для нового витка эволюционного развития строительной сферы в России.

Реализация пилотного проекта за счет применения отечественных цифровых технологий, программных продуктов и сервисов позволило создать практическую базу для выстраивания цифровой вертикали управления строительством в регионе, а также сократить длительность инвестиционно-строительного цикла и обеспечить эффективное возведение жилых и инфраструктурных объектов.

В целом такие проекты на начальной стадии сложны, сопротивления не описать. Но если дойти да каких-то, пусть даже промежуточных результатов, показывающих нам, прагматичным строителям, весьма осязаемые эффекты, нас уже не остановить. Главное пройти этот рубикон.

Когда и как стартовал пилотный проект Минстроя РФ? Какова его ключевая цель?

Практическое формирование цифровой вертикали началось с реализации пилотного проекта в Москве и регионах в сентябре-декабре 2022 г. Методология была разработана Центром компетенций Департамента строительства Москвы (ЦК ДС), успешно отпилотирована на стройках столицы и далее будет масштабироваться на всю страну.

Цель пилотного проекта — создать условия для взаимодействия всех участников реализации строительных проектов (ОИВ (Минстрой, Стройнадзор, Госэкспертиза), ОМСУ, государственные и муниципальные заказчики, подрядчики, выполняющие архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию объектов строительства) в единой цифровой среде с использованием единых форматов обмена данными (документы в машиночитаемом виде) за счет интеграции используемых информационных систем.

Так, обмен данными реализуется в соответствии с форматами, утвержденными Минстроем РФ, а именно XML-схемами для государственного строительного надзора, исполнительной документации и общего журнала работ.

В пилотном проекте приняли участие 15 регионов, разделенных на 2 группы, с небольшим разрывом во времени. До финиша дошли 14. Один из регионов не справился. Но здесь возник тот самый кадровый вопрос, работаем и над этим. Живем в иное время и чиновник, на мой взгляд, должен иметь иной формат мышления, максимально ориентированный на новые горизонты, технологии. Чиновник должен быть постоянно расширяющий свои компетенции, чутко чувствующий не только технологические тренды, но и предвосхищающий.
По моему убеждению госуправление требует сейчас именно таких подходов.

В рамках проекта апробирована интеграция информационных систем и цифровых сервисов (ИС), взаимодействующих друг с другом. Тем самым были созданы условия для перевода и хранения всех строительных и градостроительных документов в цифровом (машиночитаемом) виде.

В состав цифровой вертикали строительной отрасли входят: ИСУП, ГИСОГД, ИС проектной/подрядной организации, ЕЦПЭ, ИС ГСН, ИС Эксплуатирующей организации.

Мы считаем весьма успешным реализацию данного пилотного проекта. Сказать, что все гладко, нельзя. И ошибки, и потери времени, и человеческий фактор. Мы все — живые люди, но без пилотирования не выйти на крутые и максимально эффективные технологии. Поэтому мы крайне признательны всем участникам пилотов на стороне регионов, для них проект шел нагрузкой к основной деятельности.

Цифровизация меняет старый уклад и привычные для многих процессы. По вашему опыту, приходится ли сталкиваться с сопротивлением?

Конечно, приходится сталкиваться с сопротивлением, причины разные.
Прежде всего, страх нового и непонимание, к чему это приведет.
Очень важно, чтобы строители расценивали цифровые инструменты, именно как инструменты в помощь, а не что-то иное. Наша задача — показать и рассказать, поддержать в конце концов на пути становления и даже вдохновить. Многие бояться даже осознать, на каком этапе развития в смысле цифровой зрелости они находятся, а это — важный первый шаг. Верное диагностирование, которое помогает идти поэтапно, выверено и с качественными результатами.

Цель цифровой трансформации — помочь снизить рутинную нагрузку, количество ошибок, сократить сроки… Все задачи для трансформации ставят строители, а цифровые алгоритмы — лишь инструменты. То внимание, которое мы дали первым 15 регионам, было связано с поддержкой проекта первыми лицами строительной отрасли там. Мы совместно выстроили подходы и обкатывали новый инструментарий. Мы понимаем загрузку строительного блока и крайне признательны всем тем, кто смеловместе с нами пошел на этот эксперимент. Наш совместный опыт и послужил началом создания методологии, которая дальше масштабируется и направляется в помощь остальным регионам. Безусловно, многое отработано на Москве, но нам важен именно учесть тот локальный уклад, который есть в каждом регионе. Поэтому адаптируем, настраиваем. Это большая командная работа.

В период проведения пилотных проектов в регионах не только внедрялись технологические решения, но менялась идеология и подходы, сформировалась культура работы в «цифре», а также были унифицированы подходы к цифровизации строительных процессов.

В настоящее время пилотный проект перешел в стадию постоянного действующего, а выработанные практики цифровизации будут использованы для формирования цифровой вертикали на территории всей страны.

С марта 2023 г. началось практическое внедрение ИСУП совместно с ФАУ «РосКапСтрой», к проекту присоединяются еще ~25 субъектов, совокупное число участников уже более~40 субъектов.

Все участники подписали лицензионный договор передачи неисключительных прав на Программу для ЭВМ «Информационная система управления проектами государственного заказчика в сфере строительства» (ИСУП, Система[ФФ1]).

С остальными регионами ведется системная методическая работа (РКС совместно с ЦК ДС). Кроме того, Заместителем Председателя Правительства РФ М.Ш.Хуснуллиным регионам поручено предусмотреть финансирование и организационно-технические мероприятия для подключения к ИСУП.

Что такое ИСУП и зачем он всем участникам строительных проектов?

ИСУП — один из важнейших элементов цифровой вертикали строительной отрасли. Система предназначена для комплексного сопровождения процессов управления строительными проектами.

ИСУП призвана автоматизировать деятельность государственных заказчиков на федеральном, региональном и муниципальных уровнях за счет перевода в электронный вид их взаимодействий с подрядчиками, осуществляющими проектирование, строительство, реконструкцию.

Система позволяет:

— сформировать цифровой стандарт управления проектами;

— повысить эффективности строительной отрасли и сократить длительности инвестиционно-строительного цикла;

— создать инфраструктуру для мониторинга и аналитики.

ИСУП обеспечивает доступ к информации о планируемых к реализации и реализуемых объектах (объекты социальной, коммунальной, транспортной инфраструктуры и др.) в рамках ФАИП, АИП, ИБК, программы «Стимул» и др.

Справочно

Функционально ИСУП включает в себя следующие подсистемы:

— Единый реестр объектов капитального строительства — предназначена для автоматизации учета проектов капитального строительства и реконструкции (содержит информацию об объектах, а именно: наименование субъекта РФ и муниципалитета; строительный адрес; адрес почтовый (при наличии); отрасль; вид строительства; состояние объекта и площадки; сроки ввода (утвержденный и плановый); плановые периоды ПИР, СМР; Сроки реализации (плановый и фактический); ответственные лица; функциональное назначение; кадастровый номер, условный/постоянный; координаты объекта, широта/долгота; финансовые показатели и др.);

— Финансовый мониторинг — раздел, предназначенный для хранения информации о распределенных лимитах, отраженной в карточках объектов и государственных контрактах/договорах, учета сведений и фактическом освоении, и финансировании;

— Закупочные процедуры — раздел, предназначенный для учета сведений о закупках и информации об основных сведениях о позиции плана закупок и закупочных процедур, документации по ним, а также результатов прохождения закупок;

— Подсистема поддержки пользователей — предназначена для добавления объектов строительства в Систему и регистрации пользователей;

— Сбор ИРД;

— Аналитика;

— Передача на баланс;

— Картографическое обеспечение;

— Подсистема администрирования;

— Подсистема управления проектами.

— Подсистема интеграции с внешними источниками данных — региональные ГИС/ВИС: ИС проектной/подрядной организации; ИС ОГСН; ЕЦПЭ; ГИСОГД субъекта Российской Федерации.

С ИСУП взаимодействуют ИС проектной/подрядной организации (т.н. ВИС), наполняя её данными необходимыми для градостроительной деятельности, а также ЕЦПЭ и ГИСОГД. Из системы в режиме реального времени данные передаются в ГИСОГД.

ИСУП как инструмент мониторинга позволяет ОИВ формировать сводную аналитику (дашборды) о строительных проектах. На основе полученной аналитики принимаются управленческие решения.

Для гос. заказчиков ИСУП служит инструментом контроля и управления проектами, согласования, подписания и хранения проектной, исполнительной, технической и рабочей документации, направляемой от подрядчиков из используемой ими ИС.

И каков сейчас статус по интеграции ИСУП?

В рамках MVP пилота настроен обмен по 17 XML- схем для ГСН (в том числе ОЖР), что позволило утвердить полученный опыт приказами Минстроя РФ. в рамках интеграции ИСУП и ГСН (на примере регионов групп 1.0 и 2.0), то есть осуществляется обмен машиночитаемыми документами, такими как акты исполнительной документации, общего журнала работ и других документов.

Проработаны механизмы интеграции ГИСОГД субъекта Российской Федерации с ИСУП и ГСН.

В ближайшее время на примере регионов групп 1.0 и 2.0 будет проведен обмен РНС и РНВ между ИСУП и ГИСОГД, а также ЗОС между ГИСОГД и ГСН в соответствии с XML-схемами. Пока только по нескольким видам сведений, но это лишь MVP, впереди еще большой путь.

В течение 2023 г. будут разработаны 40 XML-схем документов для ГСН и 130 XML-схем документов исполнительной документации и иной документации, используемой в строительстве, с последующим их апробированием, данные схемы будут использованы при работе с ИСУП.

На ваш взгляд, как можно повысить эффективность этой работы?

Для полноценной цифровизации отрасли ВАЖНО обеспечить взаимосвязь между системами, используемыми как государственными структурами, так и коммерческим сектором.

Системный подход позволит настроить обмен машиночитаемой документацией на территории всей страны и сформировать единое информационное пространство.

Опыт ЦК ДС систематизирован в методических рекомендациях, регионы могут использовать выработанную практику сообразно своим потребностям, кастомизировав предлагаемый формат взаимодействий под свои особенности.

Главным фактором формирования единого цифрового пространства в регионе может являться ЦК ДС, который поможет всем участникам наладить взаимоотношения и взаимообмен данными.

По своему опыту в Москве и регионах, в том числе, в Свердловской, Челябинской и Архангельской областях, Красноярском крае или Республике Дагестан добиться эффективной работы цифровой вертикали можно только за счет полного вовлечения всех участников реализации строительных проектов и перестройки на цифровой стандарт действующих в их структуре бизнес-процессов.

Поэтому к процессу формирования цифровой вертикали необходимо подключать не только ОИВ, но и их подведомственные учреждения, а также муниципальные образования, генподрядчиков, реализующих объекты государственного заказа.

В свою очередь, генподрядчики и подрядчики, осуществляющие проектирование и строительство, должны использовать в своей работе ВИС для формирования документов в машиночитаемом виде. Это позволит обеспечить полный цикл обмена цифровой документацией, включая ПИР, ИТД и СМР.

Для вовлечения всех участников в цифровизацию важна роль обучающих программ — как в части переподготовки профильных специалистов строительных организаций, так и в части получения управленческих компетенций, ориентированных на работу в «цифре».

Кадровый вопрос — вообще, один из важнейших. Расскажите, по вашим оценкам, как идет движение по решению этого вопроса?

Строительное образование, конечно, трансформируется, но чуть медленнее, чем хотелось. Отрасль эволюционирует, и важно, чтобы образовательные организации успевали за этой эволюцией. Сейчас скажу скорее о цифровом треке, что не умаляет необходимости качественного базового отраслевого образования.

Очень важен запрос от самих строителей к образовательным учреждениям, ведь спрос рождает предложение, и здесь это также работает. Нужно, чтобы все участники, задействованные на разных этапах проектов, делали шаг в новое, понимали, какие задачи поможет им это решить. Какое ПО им необходимо. Пока решительность недостаточна, но процесс запущен, и его уже не остановить.

С одной стороны, много слов о недостатках отечественного ПО. С другой, мы видим, что разработчики ПО не получают в полной мере обратной связи от заказчиков и подрядчиков, которые привыкли работать так, как сложилось.

При этом многие отечественные вендоры не копируют западные продукты, а идут своим путем, прорабатывают подходы с учетом наших отечественных реалий. Поэтому важно, чтобы учебные заведения более активно пытались использовать именно отечественные разработки. Вендоры как раз очень открыты для этого. Масса курсов сейчас идет — «Цифровой инженер ПТО» по Exon, есть курсы ЦУС, Renga, «Нанософт»… Они доступны и в Москве, и в региональных ВУЗах.

Какой дальнейший план по внедрению ИСУП?

ИСУП является динамически настраиваемой и адаптивной системой, чутко реагирующей на внешние изменения. Стратегия развития системы предусматривает оперативную доработку системы в случае изменения законодательства, технологических процессов и др., а также с учетом потребностей регионов.

В условиях перманентных изменений гибкость ИСУП позволяет настраивать и интегрировать различные смежные системы в короткие сроки с минимальными затратами ресурсов (финансов, команд).

Внедрение ИСУП на территории всей страны имеет большой потенциал развития как в части аналитического инструментария для принятия управленческих решений, так и функциональных возможностей.