BIMLIB - это библиотека цифровых моделей и виртуальная площадка, на которой сотрудничают участники инвестиционно-строительного рынка. Мы решили узнать мнение Ильи Усова, известного эксперта и руководителя проекта BIMLIB, про внедрение ТИМ и перспективы цифровизации стройки в стране в новом году.
Илья Усов — потомственный строитель в третьем поколении. У него почти 22-летний опыт работы с массивами данных, два образования — строительное и высшее экономическое, в 1999—2003 годах изучал графику.
— Цифровизация строительства - это про оптимизацию ресурсов, как вы считаете?
В 90-е годы с переходом к рыночной экономике возникло понимание, что нужно оптимизировать стоимость любого продукта. И это касается ручек, автомобилей, стульев, но не стройки. Потому что это продукт с нефиксированной себестоимостью. И стройка управляется посредством контрактных моделей.
Сейчас же это выглядит следующим образом. Есть понятная себестоимость на этапе проектирования, сборники базовых цен. Можно сделать закупку на старте, и эта цена идет в расторговку на строительство. Подрядчик дальше должен строить и сдавать объект в эксплуатацию. Но это в реальности не помогает экономить деньги.
Изначально должна быть сформулирована инженерная задача. Именно инженеры в этот момент самые ценные люди. Потому что они знают, что и как делать. У нас же от задачи зачастую мало что остается и решение, как и по какой цене строить, принимают сами строители.
— Что сейчас с образованием в этой сфере?
Зачем строительству люди, которые ничего не решают? Из-за того, что ранее отсутствовал институт контрактации как таковой, по факту сильно навредили отрасли. Нет образования, обесценена работа проектировщика, технолога.
Поэтому мы подходим к рубежу деградации строительной отрасли. И дело не в том, что у нас государство плохое. Люди из ведомств все понимают и слышат, но в рамках своих компетенций иногда могут быть ограничены в принятии решений.
— Что происходит во внедрении ТИМ сейчас?
ТИМ будет развиваться, но чтобы увидеть положительный эффект от его внедрения, пройдет время. Есть люди, которые продолжают сопротивляться изменениям. Им страшно, потому что негде собрать компетенции. Сейчас не так много классных курсов по объектному моделированию. И по ТИМ тоже. Отрасль нужно развивать системно, от образования до эксплуатации и функциональных заказчиков.
Но сложившаяся ситуация — это точка роста. Мы сейчас можем создать новый рынок. Нельзя складывать руки.
— Как у вас возникла идея по созданию сервиса IRMA?
IRMA (Information Requirements Manager) — сервис для управления требованиями к данным. Он не только простой, но и удобный. Идея пришла в 2018 году, когда я стал работать с buildingSMART Data Dictionary, словарем взаимосвязанных данных для обеспечения работы IFC. Но это слишком сложная конструкция. Мы стали думать, как упростить эту технологию взаимосвязанных словарей. Так и возникла идея сервиса.
— Сервис упрощает использование цифровых моделей?
Благодаря IRMA одна и та же цифровая модель, созданная по шаблону или «с нуля», подойдет под требования и экспертиз, и заказчиков.
Вот вы настроили шаблон и библиотеки объектов для одного EIR заказчика, для следующего же все придется делать заново. А если заказчик делает такие шаблоны сам для себя, то ему придется отслеживать все варианты. Если прибавить к этому экспертизу с ее собственными параметрами, то получится просто куча работы. У проектных команд и ресурсов-то нет для этого. Сервис по управлению требованиями помогает все проверить легко и быстро. Пользователи IRMA теперь в два раза быстрее работают с BIM-моделями.
— Можете рассказать о конкретных плюсах IRMA?
Главное отличие IRMA в том, что многие сервисы мониторят только какие-то стадии строительства. Например, динамику стройки, документооборот. IRMA же создана для разметки данных для других систем, где выполняются процедуры или бизнес-процессы. Стадия может быть любой, важно изменение процессов в данных.
На этапе расторговок и строительства проблемы появляются из-за ошибочной параметризации цифровых моделей. Ошибки, как известно, обходятся дорого, а сервис их предотвращает. Кроме того, не нужно докупать каждый раз еще один сервис под нужную вам функцию. Каждый член проектной команды остается в своем ПО. Например, есть наборы требований к 3D модели: от заказчика, генподрядчика, сервиса отслеживания динамики строительства и требования экспертизы. Требования можно сгруппировать и проверить в сервисе, если есть несоответствие параметров, это видно. Далее все параметры просто добавляются в модель.
Еще сервис страхует в случае изменений требований заказчика, например. Так как EIR из сервиса можно выгрузить в тело договора. Если заказчик что-то поменял, то проектировщик это увидит и сможет сразу обсудить без лишней траты времени на согласования. Намного быстрее стало исправлять модели, если заказчик обнаружил в них ошибку.
Сервис нравится пользователям, которые его уже протестировали. IRMA очень легко освоить. Достаточно 2−3 дней обучения и человек уже может намного эффективнее работать.
— Ваши прогнозы на 2023?
2022 год стал удивительным для сферы цифровизации строительства. Клиенты стали смещать фокус от фич — к сценариям, от роли — к человеку, от уникальности — к важному.
Я продолжаю изучать потребности клиентов. Для меня сейчас главное — снижение себестоимости их бизнес-процессов. Мы добились того, что наши продукты легко использовать, они не требуют внедрений и делают ежедневную работу дешевле и быстрее.
Институциональных изменений в строительстве в 2023 году не предвидится, а поэтому базовые потребности клиентов останутся теми же.
К болям сметчиков с конъюнктурным анализом, проблемам качества моделей добавится судебная экспертиза государственных контрактов с применением информационного моделирования. Их уже подписано больше двух тысяч. Работы будет много, она будет интересной, а рынок расставит все на свои места.