Дмитрий Самоходкин, управляющий партнер бизнес-юнита «Самолет Технологии», рассказал о цифровой трансформации рабочих процессов группы «Самолет» и развитии ее платформы 10D.
Первый вопрос, скорее, более общий. Какие направления цифровизации сейчас в приоритете у группы и с какими продуктами вы работаете?
Одно из ключевых направлений для «Самолета» на текущий момент- завершение финансовой трансформации, и самое важное здесь — это управление кредитным портфелем и проектным финансированием. Девелоперы строят за счет заемных средств, и у компаний значительный кредитный портфель. Такой объем обязательств и предложений невозможно отслеживать в Excel, управление ликвидностью — это прикладная история, которая очень нужна сегодня.
Грамотно и максимально эффективно управлять денежными потоками возможно только с помощью соответствующего цифрового решения. Наша задача — построить систему управления на основе данных и обеспечить финансовую стабильность компании при любых внешних обстоятельствах.
Наша финансовая модель связана с производственной программой, она работает с верхнеуровневыми событиями, их около 40, происходящими во всем девелоперском цикле. В ней реализована прослеживаемая в P&L связь между финансами, площадями, которые мы строим и продаем, и сроками реализуемых проектов. Например, достаточно изменить сроки в системе, и финмодель автоматически корректируется согласно новым вводным.
Сложно было начать цифровую трансформацию?
Любая компания развивается поэтапно, и в какой-то момент наступает осознание необходимости структурированного подхода. Тяжело развиваться, когда каждое подразделение живет в собственном замкнутом пространстве, а компания представляет собой пучок параллельных миров.
Приведу самый простой пример. Раньше у каждого департамента были свои справочники данных,
Как происходило внедрение новых продуктов?
Это длинный и непростой путь. Ошибка думать, что цифровизация — это просто внедрение ПО, это, в первую очередь, изменение бизнес-процессов. И новая система начинает работать, если на ее основании принимаются прикладные решения.
Например, мы предлагаем руководителям департаментов внедрить озеро данных и системы управления мастер-данными, необходимые для унификации информации в компании для прозрачной отчетности и прогнозирования с возможностью принимать решения на основе данных. На уровне рядовых сотрудников может возникнуть сопротивление, ведь каждому придется чуть-чуть перестроить свою работу. А зачем, если это неудобно? Если за изменениями не стоит большая идея, если люди не понимают, что и для чего делается, то любые нововведения умрут.
Поэтому задачу по переходу на MDM мы трансформировали в управление себестоимостью. Всем сразу стало понятно, как технология влияет на показатели и помогает бизнесу. Если себестоимость разложить на составные элементы, оказывается, что управление ей состоит из множества систем, которые в «Самолете» уже работают: система документооборота, система управления закупками и другие.
![](https://digital-build.ru/wp-content/uploads/2024/12/skrin_reshenie_kontrol-kachestva.jpg)
И все понимают: новое решение объединит их и окажет непосредственное влияние на себестоимость и конечный результат. При таком подходе ни у кого не возникает вопроса, зачем необходимы изменения: ни у топ-менеджмента, ни у бизнес-подразделений, ни у продуктовой команды.
Еще один пример — мы объединили два существующих решения: контроль качества и подачу закрывающих документов. Теперь, если технадзор в течение месяца фиксировал какие-то нарушения, и они вдруг оказались не устранены, то в конце этого месяца при оплате алгоритм их покажет, и все заинтересованные лица сразу увидят, стоит ли закрывать работы, какой объем и на какую сумму.
Эти решения являются частью платформы 10D?
Да, все это работает внутри платформы 10D. В рамках экосистемы мы структурировали данные от разных программ и объединили в единый сквозной поток данных.
Как удалось успешно объединить все программы в одной платформе?
На старте цифровизации «Самолет» определил для себя стратегию — создание модульной экосистемы для автоматизации всех процессов девелоперского цикла. Поэтому изначальная цель была разработать решения, которые легко бы интегрировались друг с другом благодаря единым исходным данным и общей логике. Мы разбили девелоперский цикл на отдельные процессы и создавали под каждый свое решение, которое закрывало его «под ключ». За платформой 10D стоит большая идея, связанная с управлением бизнес-показателями.
Если говорить непосредственно о реализации задуманного, то в этом, безусловно, огромная заслуга нашей технологической команды. Мы собрали крутых специалистов из самых разных отраслей: промышленности, технологических компаний, e-commerce…
![](https://digital-build.ru/wp-content/uploads/2024/12/skrin_reshenie_kontrol-kachestva_2-1-920x582.jpg)
Им было сложнее разобраться с темой строительства, но они были знакомы с передовыми практиками и обладали опытом преодоления сложностей при создании крупных проектов. Важную роль сыграли целеполагание и грамотное управление проектом разработки, которые мы тоже для удобства автоматизировали. Сегодня решения протестированы, масштабированы на все строительные площадки «Самолета» и успешно применяются.
В прошлом наше ПО разрабатывалось исключительно для внутренних нужд компании, но сейчас мы переходим к роли вендора и предлагаем свои ИТ-решения на рынке. Мы проводим глубокий анализ и тщательно исследуем потребности потенциальных клиентов, чтобы предлагать востребованные и проверенные решения, которые мы проверили на собственных проектах.
Над какими решениями вы работаете сегодня?
Платформа 10D наряду с финансовой трансформацией остается в фокусе нашего внимания. Экосистема продолжает активно развиваться, постоянно появляются нововведения. До конца года у нас запланирован релиз с большим апдейтом решения по управлению рабочей документацией — оно преобразуется в среду общих данных.
Среди решений для обеспечения безопасности в III квартале у нас появился «мобильный КПП», который позволяет охране считывать QR-код груза и верифицировать поставку. То же касается и рабочих: доступны, в частности, черные списки — если рабочий на какой-то из наших строек имел серьезные нарекания по поведению, то на другую стройку мы его уже не пустим. Все записывается, и ничего не теряется.
Наши ИТ-интересы не ограничиваются модулями 10D и стройкой. «Самолет» разработал собственную HR-платформу, которая реализует тот же принцип сквозного управления персоналом, за который все так ценили западные системы Oracle и SAP. Летом 2024 года мы провели пилотный проект внешней интеграции Team by Samolet и увидели большой интерес со стороны рынка к нашему продукту. По итогам пилота взяли паузу и работаем над расширением его функционала и автоматизации ряда операций.
Мы стараемся работать и с новейшими технологиями, пробуем, разбираемся и находим им прикладное применение. Например, сейчас прорабатываем возможность использования агентов на основе искусственного интеллекта (ИИ-агентов). Это технология на базе генеративного ИИ, которая после обучения сама понимает, когда и какое действие ей нужно совершить, а не ждет команды от человека.
Следующий шаг — возможность использовать одновременно несколько ИИ-агентов, которые смогут выполнять разные роли в процессе, делать предположение, исходя из данных роли, рассматривать их и предлагать итоговое решение с учетом всех позиций. ИИ-агенты спорят между собой, анализируют огромное число итераций за короткое время, а нейросеть учится правильно оценивать аргументы. Использование этой технологии позволяет увеличить точность прогнозов приблизительно на 20%. По сути, в наших бизнес-процессах ИИ-агент может выполнять несколько ролей с разными целями.
Как пример, закупки, где снабженец выбирает проверенного поставщика, закупщик — минимальную цену, а руководитель проекта ориентируется на лучшее качество. Результатом должен стать выбор поставщика, который максимально удовлетворит всех.
«Самолет Технологии» (структурное подразделение «Самолета») создают и решения для внутреннего использования, например, коммерции. Это, в первую очередь, инструменты продаж и взаимодействия с клиентом: наша CRM-система, конструктор сайтов, система онлайн-сделки
Это важное направление, потому что отвечает за качество взаимоотношений с нашими клиентами. Развитие онлайн-сделки на рынке недвижимости активно началось еще во времена коронавируса, и сегодня возможность купить квартиру удаленно никого не удивит. Но сам процесс онлайн-сделки все еще формируется, и полностью оцифрованного механизма не существует. Здесь есть свои сложности, одна из которых — многообразие возможных сценариев сделки и тонкостей в каждом из них.
Опытный менеджер знает их все и легко различает благодаря накопленной экспертизе, но при автоматизации процесса все это нужно формализовать и заложить в логику продукта. А клиент в то же время должен получить комфортный и удобный способ приобретения квартиры.
А процесс проектирования вы как-то автоматизируете?
«Самолет» реализовал пилотный ТИМ-проект в далеком 2017 году, сейчас вся рабочая документация формируется из цифровой модели, что экономит до 50% времени на задаче. Для работы с этой моделью мы используем более 100 плагинов, каждый из которых цифровизирует отдельный участок работы.
Мы создали среду общих данных, через которую происходит обмен документацией между проектными командами. В любой момент сотрудник может просмотреть все версии, все изменения — их подсвечивает нейросеть. Каждый проектировщик в обязательном порядке вносит любой результат своей работы в это общее пространство. Система устроена так, что забыть, отложить или пропустить этот момент невозможно — она просто не даст закрыть задачу.
ИТ-решения помогают «Самолету» работать с жителями?
Да, конечно. Приведу в пример меблировку. У покупателей есть запрос на покупку квартиры с мебелью. Это удобно и, в целом, выгодно, потому что обстановку и аксессуары можно включить в сумму ипотеки и не искать дополнительные средства. Нам, чтобы предоставлять такую услугу в максимально гибком формате, нужно решить несколько задач.
Первая — создать конструктор, в котором покупатель будет выбирать понравившиеся позиции. Например, кухня и кондиционер нужны, а кресло — нет. Вторая — «упаковать» эти данные и интегрировать в платформу 10D. Требуется создать учетную систему и связь данных между собой. Отдельная сложность — анализ больших объемов данных. Представляете сколько позиций в доме на 600 квартир условно? А «Самолет» строит 5,4 млн кв. м.
Это был интересный и масштабный проект. Сегодня покупатель «собирает» нужную ему квартиру, и система отслеживает все детали на всех этапах: отдел продаж знает, какие позиции доступны, строители знают, что устанавливать, технадзор понимает, что ему принимать, а менеджер заселения — что передать клиенту.
![](https://digital-build.ru/wp-content/uploads/2024/12/izobrazhenie-whatsapp-2024-12-23-v-14.30.43_629f4794-920x635.jpg)
Какие проекты вы готовите в будущем? Какие ваши разработки увидит рынок?
Наш выход на внешний рынок — это стратегическая долгосрочная инициатива. Мы строим партнерские отношения с клиентами на долгие годы, тщательно анализируем запросы рынка и предлагаем только самые надежные и проверенные продукты.
Сейчас на внешний рынок мы сфокусированы на решениях для девелопмента. Для нашего центрального продукта — платформы 10D — выпускаем апдейты каждый квартал. Постепенно мы будем расширять линейку решений для рынка, добавлять в нее те модули платформы, которые уже работают на наших строительных площадках. Мы их постоянно совершенствуем: обновляем логику действий, оттачиваем процессы, улучшаем интерфейс. Как только мы поймем, что они соответствуют уровню лучших решений такого класса, мы предложим их внешним пользователям.
Кроме того, появляются все новые и новые перспективные технологии и подходы, хочется их пробовать, и мы не отказываем себе в этом удовольствии: проверяем и аккуратно внедряем их в уже существующие продукты.
Важно, чтобы решения были всегда актуальны и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения технологий. Тогда они станут образцами, какими в свое время стали решения ведущих западных вендоров.