Сложные инфраструктурные проекты для Китая — типичная история. Пекин мыслит масштабно — разворачивает русла, строит самые длинные мосты и самые мощные гидроэлектростанции. Скоростная автомагистраль Чэнду-Ибинь не кажется таким крупным и серьезным проектом. Однако же это один из первых больших примеров в мире действительно реализованных умных дорог.
Необходимость строительства
Провинция Сычуань — не самый крупный и густонаселенный регион Китая. Однако же здесь находится целый ряд ГЭС и ТЭС, экспортирующих энергию в другие провинции. Здесь же находится ряд промышленных предприятий и космодром Сичан. Соответственно, транспортная инфраструктура в Сычуане должна быть хорошей — и это действительно так, здесь много скоростных шоссе и железных дорог.
Вместе с тем развитие транспортной инфраструктуры осложнено рельефом. Сычуань обладает холмистой местностью, на западе переходящей в гористую — Сино-Тибетские горы. Также стройку осложняет объем природоохранных территорий — целых 18,3% от площади провинции.
Новая дорога должна была связать столицу провинции Чэнду и один из крупнейших ее городов Ибинь. Планированием, проектированием и строительством дороги занималась компания SRB. Они же будут отвечать и за ее эксплуатацию.
Задачи
Строителям необходимо было построить дорогу длиной в 155 километров с учетом сложного рельефа. Одна лишь длина мостов на шоссе составляет почти четверть всего маршрута — 39,7 километров. Также компании пришлось сделать 4 тоннеля общей протяженностью 7,3 километра.
Другая важная задача, которую нужно было решить строителям — проблема видимости. По статистике, на горных дорогах 30% аварий происходит из-за отсутствия прямой видимости. На маршруте слепые зоны были расположены в 17 местах.
Наконец, SRB не была удовлетворена качеством стальных металлоконструкций, которые могли быть использованы при строительстве дороги. В компании решили построить новый завод по производству стальных балок — эффективный и экологичный.
Решение
От двухмерных чертежей было решено отказаться — для строительства дороги использовали BIM. Для моделирования проекта и окружающего пространства компания выбрала продукты Bentley Systems. Во время разработки идеи и этапа предварительного проектирования инженеры использовали OpenRoads Designer и OpenRoads ConceptStation.
Для моделирования вождения и виртуального осмотра тоннелей и пешеходных переходов проектировщики перенесли модель в LumenRT. Здесь программа выявила опасные уклоны, которые как раз и снижали видимость на ряде участков скоростной дороги.
Конструкции шоссе и мостов также были оптимизированы с участием BIM. С помощью ProStructures SRB выполнили модель армирования тавровых балок, которую затем перенесли в производство металлоконструкций. Таким образом, компания добилась выпуска балок с нужными в данном проекте показателями.
Чего добились с помощью BIM
Используя BIM-моделирование, SRB выявила 103 потенциальные проблемы проектирования — это сэкономило 4,5 млн юаней или более 38 млн рублей. Еще 7 млн юаней сэкономили благодаря аудиту модели и цифровой проверке проекта. Она выявила 14 проблем, в особенности с прямой видимостью. После внедрения платформы управления строительством и при цифровом управлении производством компания сократила расходы на 6 млн юаней.
Автомагистраль в Сычуане — одна из самых крупных умных BIM дорог в мире. Благодаря цифровизации, эффективность строительных процессов повысилась на 50%, производства — на 20%, а проектирования — 15%. Итоговая экономия составила 17 млн юаней, то есть более 152 млн рублей.