Проблема
До окончания Второй Мировой Войны прибалтийские страны — Эстония, Латвия и Литва — были соединены с другими европейскими государствами железнодорожными колеями шириной 1435 мм. Такая колея считается самой распространенной в мире, ее использует почти вся Европа, Северная Америка, Ближний Восток и Китай. После присоединения Прибалтики к СССР ширину железнодорожных путей пришлось менять — там стандартом были 1520 мм еще со времен Российской Империи.
После распада СССР прибалтийские страны начали больше контактировать со своими западными соседями. Остро обозначилась проблема стыковки — приходится менять вагоны и пересаживать пассажиров, что долго, дорого и неудобно.
Для интеграции в европейскую железнодорожную сеть и упрощения регионального взаимодействия страны Балтии решили реализовать проект Rail Baltica.
Rail Baltica — это самый масштабный инфраструктурный проект в новейшей истории региона. Железнодорожная магистраль европейского образца должна связать Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин. В перспективе железная дорога должна дойти до Венеции на юге и Хельсинки — на севере. Правда, для того, чтобы Rail Baltica дотянули до Скандинавии, нужно построить подземный туннель под Балтийским морем или устроить железнодорожный паром — в зависимости от того, примет ли участие Финляндия в проекте.
Как BIM помогает проекту
О проекте Rail Baltica заговорили еще в 2001 году и только в 2017 году проект начали воплощать в жизнь. Применение BIM было обязательным для участия в тендерах по строительству магистрали. Райтис Бусманис, руководитель отдела виртуального проектирования и строительства Rail Baltica, считает, что только за счет BIM возможно работать с таким большим количеством подрядчиков.
Более того, подчеркивает Бусманис, вся собранная информация в ходе строительства с использованием BIM-технологий будет использоваться и в ходе эксплуатации Rail Baltica. А это — десятки, если не сотни лет.
Заказчики Rail Baltica предполагали, что подрядчики спроектируют BIM-модель железной дороги в 4 этапа:
- На этапе исследования участка выявили основные условия окружающей среды — провели топографические изыскания, лазерное сканирование и исследование грунтовых вод. На основе этих данных проектировщики собрали базовую модель железной дороги и определили объемы необходимых строительных работ.
- Во время этапа ценностной инженерии проектировщики предложили лучшие варианты строительства и эксплуатации. BIM-модель здесь помогает определить, как дешевле построить объект таким образом, чтобы он приносил как можно больше пользы.
- Общий технический план проекта стала основой для дальнейших строительных тендеров. На этой стадии становятся понятны окончательные объемы и стоимость работ — это нужно для объявления тендеров.
- Подробное техническое проектирование — заключительный этап. В ходе него проектировщики представили точный план железной дороги, сравнимый с проектами жилых домов. Модель включает в себя все вплоть до последнего шурупа.
Строительство Rail Baltica идет полным ходом. Движение на польско-литовском участке работает уже 5 лет. Латвия и Эстония, хотя и не без задержек, также продолжают работы. К 2026 году, как изначально планировалось окончание строительства, Rail Baltica определенно не будет закончена, но в перспективе пары десятилетий проект должен быть воплощен в жизнь.