31.10.2022

Как создать цифровую среду общих данных BIM в проектной организации со штатом в 250 человек

Как создать цифровую среду общих данных BIM в проектной организации со штатом в 250 человек

Содержание

  1. Зачем потребовалась цифровизация
  2. Каков был план создания общей BIM-среды
  3. Какие проблемы возникли
  4. Что в результате
  5. Что дальше

В 2013 году АО «Мособлгидропроект», которое входит в структуру ПАО «РусГидро», начало внедрять электронный документоооборот. Первым этапом стала оцифровка бумажных архивов. Постепенно руководители компании пришли к мысли, что необходима не просто оцифровка старых проектов, а единый BIM-ориентированный подход к проектированию. Главной целью стало появление среды общих данных BIM, в которой можно быстро работать с проектом и вносить в него изменения.

В 2021 году институт смог создать первую единую BIM-среду, объединив данные из разных САПР в программе Pilot-BIM. Что это дало, и какие перспективы открываются, рассказывает Кирилл Бакадоров, главный эксперт отдела многомерного моделирования АО «Институт Гидропроект».

Зачем потребовалась цифровизация

Перед нами стояла задача повысить прозрачность разработки проектно-сметной документации, сократить время на поиск последней версии документа и связанные с этим ошибки, а еще оцифровать разработку, согласование, архивирование и тиражирование документации.

В 2014 году мы приобрели систему ЛОЦМАН: ПГС. В течение 2015 года проходило внедрение системы, которое отчасти стало провальным, так как мы выбрали неверный путь внедрения. Спустя год появилась новая версия системы Pilot-ICE Enterprise, и так как процесс внедрения «Лоцмана» еще не был закончен, решили перейти на более совершенное ПО.

Pilot-ICE Enterprise — это решение для консолидации в строительстве, корпоративная система управления проектной организацией и процессами информационного моделирования. Около двух лет потребовалось, чтобы адаптировать этот продукт и научить людей его использовать. В 2022 году оказалось, что выбор был верным: Pilot-ICE — отечественное решение, нет проблем из-за санкций.

Первый эффект от внедрения Pilot-ICE мы заметили сразу. Раньше работа над формированием проектно-сметной документации выглядела так: разработчик создавал документ, распечатывал, нес печатную версию начальнику отдела, нормоконтролеру, главному инженеру проекта и прочим участникам согласования, собирал замечания на документе — их делали карандашом или ручкой. Когда он устранял замечания, то снова распечатывал документ и снова шел ко всем участникам согласования. Такие циклы могли повторяться, и проектировщик в среднем печатал один документ пять раз. Последний раз он это делал, когда собирал «живые» синие подписи на документ и сдавал проект в архив.

Когда появился Pilot-ICE, появился и электронный архив, архивные номера стали наноситься на документы в электронном виде. Процессы разработки и согласования документации стали более прозрачны. Мы сократили количество недостоверной информации, так как в общей среде легко увидеть историю изменений проекта, получить доступ к его последней версии.

С 2016 по 2019 год за счет внедрения электронной среды мы только на закупках картриджей и обслуживании парка полиграфического оборудования сэкономили 14 млн рублей.

На тот момент количество пользователей Pilot-ICE составляло 250 человек — именно столько проектировщиков тогда было в институте.

Когда процесс отладки работы закончился, появилась более серьезная задача — собирать единую BIM-среду из различных программных продуктов. Это была не прихоть, а реальная необходимость: специфика нашей организации в том, что проекты очень длительные. Мы проектируем ГЭС, плотины и другие гидросооружения и, например, в проект каскада Кубанской ГЭС уже 10 лет вносятся изменения, так как там постоянно идут реконструкции. В среднем любая электростанция каждый год переживает 5−10 реконструкций и технических переоснащений, а за «Мособлгидропроектом» закреплено 40 станций.

Проще говоря, наши проекты не лежат в архиве, а постоянно находятся в работе. Мы накапливаем большое количество проектной информации, и если она оцифрована, то в любой момент можно понять, какие решения использовал проектировщик много лет назад.

Каков был план создания общей BIM-среды

Электронный архив стал основой для будущей информационной модели, то есть модель создавалась по уже существующей документации.

Благодаря Pilot-ICE уже удалось наладить документооборот и процессы согласования так, что все процессы не зависели от разных САПР. Теперь требовалось подготовиться к переходу на технологию информационного моделирования — к этому подталкивало и государство.

Главной задачей стало создать базу из программных продуктов и обучить команду, которая сможет готовить консолидированные модели. В 2021 году мы запустили пилотный проект по тестированию среды общих данных Pilot-BIM и системы проектирования Renga.

Проект разбили на пять этапов:

  1. Обучение сотрудников.
  2. Тестирование формирования консолидированных моделей из одной САПР.
  3. Тестирование формирования консолидированных моделей из различных продуктов.
  4. Тестирование функциональности по взаимодействию с информационными моделями: замечания, сравнения версий, поиск коллизий.
  5. Пересмотр и доработка существующих бизнес-процессов по разработке проектно-сметной документации с применением информационного моделирования.

Какие проблемы возникли

Создание среды общих данных не обошлось без проблем. Вот основные.

  1. Низкое качество культуры производства проектно-сметной документации. Из-за неверного или нестандартизированного выполнения чертежей или текстовых документов в нативных форматах возникали серьезные проблемы с внесением этих документов в систему. В основном эти проблемы были связаны с переводом в формат XPS и с размерами файлов. Так, два текстовых документа «Ворд» с абсолютно одинаковым содержанием могут различаться в размерах в десятки раз: всё из-за размера вложенных фотоматериалов или неверных параметрах при переводе в формат XPS.
  2. Оставшаяся у сотрудников возможность выполнять свою работу не в системе, то есть альтернативным способом. Например, сохранять материалы на сетевых дисках, а не дисках проекта, или на своих персональных ПК. Это уже не среда общих данных, так как данные не в одном месте, а не пойми где. Мы стали сокращать альтернативные способы разработки документации, отключать сетевые диски на запись, таким образом стимулировали перенос проектов в систему Pilot-ICE.
  3. Большое количество багов при старте системы в 2015 году. Так как мы были одними из первых пользователей Pilot-ICE, то столкнулись со множеством ошибок. Но техподдержка разработчика — компании «АСКОН» оперативно отрабатывала все наши заявки. Благодаря взаимодействию с технической поддержкой мы смогли повлиять на ход развития системы: озвучивали свои предложения по доработке, и значительная часть наших идей вошли в стандартный функционал системы.
  4. Среде общих данных был нужен хозяин. То есть структура, которая будет контролировать согласование и архивирование данных в системе. У нас такой структурой стал отдел качества и нормоконтроля.

    Подпишитесь на рассылку

    Раз в неделю будем присылать вам самые интересные материалы

    На первом этапе мы сделали трехмерную модель здания нашего института: добавили туда разделы «Архитектура», «Электроснабжение» и «Водоотведение». Тестировали как Renga Collaboration Server, так и Pilot-BIM. На работу ушло около месяца.

    Когда всё получилось, взяли более сложный объект — плотину для Красногорских малых ГЭС, где у нас были расчеты грунтов, проекты армирования и бетонирования. К Renga добавились система проектирования nanoCAD и расчетный комплекс SCAD. Свели всё в единую BIM-модель.

    Самое главное — получить качественный IFC на выходе из каждого отдела, а объединить эти файлы занимает считанные минуты.

    3D-модель института «Мособлгидпроект» в Renga. Иллюстрации предоставлены Кириллом Бакадоровым
    3D-модель института «Мособлгидпроект» в Renga. Иллюстрации предоставлены Кириллом Бакадоровым

    Что в результате

    Благодаря цифровизации процессов и созданию единой среды данных наша организация получила следующие выгоды:

    1. Мы отладили процессы цифрового согласования, что здорово помогло в пандемию, когда все работали на удаленке. Например, главный инженер проекта может быть где угодно, но он подключен к Pilot и участвует в проверке и согласовании документации. Также мы используем систему как файлообменник для субподрядных организаций.
    2. Система технического документооборота дала руководству понимание, кто, что и как делает. Видно, кто выпустил документ, когда выпустил, какие были замечания, когда они устранены. Это порядок, без которого невозможно говорить о создании общих моделей.
    3. Создание единой BIM-среды потребовало упорядочивания документации, встал вопрос о корректировке стандартов и технических заданий в соответствие с BIM-процессами. Среда общих данных BIM не будет работать, если нет стандартов документации внутри всей организации, а также внутри отделов. Это и есть подготовка качественных IFC-файлов, над которой мы сейчас продолжаем работать.
    4. Мы пересмотрели бизнес-процессы с учетом нового опыта. BIM-сценарии прорабатываем на начальном этапе проектирования и переходим от разрозненных BIM-моделей в различных CAD в систему с единой консолидированной моделью в строительстве.
    5. Изменились взаимоотношения между отделами. Теперь они точно не могут работать каждый сам по себе. Формирование команд стало необходимостью, и ментальность постепенно меняется.

    За исключением экономии на количестве бумаги среда общих данных BIM не привела к удешевлению проектирования. Также не оправдались предположения, что процесс проектирования пойдет быстрее — это оказалось иллюзией. Более того, на проекты теперь уходит даже чуть больше времени, потому что надо формировать единую BIM-модель.
    Но то время, которое мы теряем при создании консолидированной строительной модели, с лихвой окупается, когда надо внести изменения в уже существующий проект — этот процесс стал в разы быстрее.

    Модель плотины для Красногорских малых ГЭС в Pilot-BIM
    Модель плотины для Красногорских малых ГЭС в Pilot-BIM

    Что дальше

    К переходу на цифровые модели нас подталкивает не столько указание правительства об их обязательном применении при госзаказе, но и логика жизни. Это более эффективно с точки зрения совместного использования.

    ПАО «РусГидро» продолжает оцифровку архивов во всех своих организациях, потом неизбежен этап централизации всех оцифрованных проектов из разных институтов. Когда появится этот гигантский архив, можно будет формировать BIM-модели эксплуатируемых объектов. Это непростая работа, придется подружить друг с другом выходные данные из разных САПР, как я рассказывал выше, но уже в масштабе не одного института, а нескольких.

    В итоге на каждый объект будет информационная модель, привязанная к «плоской» документации. В «РусГидро» будет центр хранения этих моделей, которыми смогут воспользоваться любые организации внутри компании. Работа будет более прозрачной и быстрой.

    Для этого потребуются не только технические манипуляции, но и организационные изменения. Например, формирование новой, BIM-ориентированной оргструктуры. Это когда у главного инженера проекта есть заместитель по информационной модели, а у начальника отдела архитектурного проектирования — заместитель по продуктам проектирования, информационным моделям и библиотекам. На формирование такой структуры и отладку ее работы, предполагаю, нужно два-три года.

    Так сейчас выглядит наш цифровой архив
    Так сейчас выглядит наш цифровой архив

    Это было интересное и полезное для развития продукта сотрудничество. Мы много обсуждали с Кириллом Бакадоровым аналитические детали реализации его предложений, делали спецсборки для раннего опробования на Мособлгидропроект. Это и развитие пакетной печати, появление так называемых «Правил печати», позволяющих автоматически назначать печатающие устройства и параметры печати для пакета документов. Реализовано много улучшений, связанных с текстовыми и графическими слоями документов, их позиционированию и печати. Много хороших предложений от Мособлгидропроекта по процессам согласования документов вошли в модернизацию заданий 2019 года. Результат этого сотрудничества теперь доступен всем пользователям системы Pilot.

    Дмитрий Поскребышев, директор по промышленному и гражданскому строительству АСКОН
    Дмитрий Поскребышев, директор по решениям для промышленного и гражданского строительства, компания АСКОН