Два часа на дорогу до работы, бесконечное стояние в пробках, необходимость ехать в другой конец города, чтобы сходить в кинотеатр — все это невозможно в городе 15 минут.
Концепция города 15 минут была разработана Карлосом Морено из Университета Сорбонны в Париже в попытке спроектировать города, способные адаптироваться под нужды людей, а не наоборот. В своем выступлении на TED Морено объясняет: города необходимо проектировать или модернизировать таким образом, чтобы в пределах четверти часа ходьбы, езды на велосипеде или общественном транспорте человек мог добраться до шести категорий повседневных услуг: дом, работа, образование, коммерческие помещения, развлечения и медицинские учреждения.
Основу данной концепции составляют следующие элементы: близость и доступность необходимой инфраструктуры и услуг, оптимальная плотность города, многофункциональность пространств, цифровизация и повсеместность.
Подобный подход требует хорошо продуманной концепции городского планирования с комплексной структурой, учитывающей особенности существующей инфраструктуры и ее зоны развития. Интеграция цифровых инструментов в процесс городского планирования и строительства позволяет максимально эффективно реализовать концепцию 15-минутного города и создать более доступную, устойчивую и пригодную для жизни среду, где жители смогут удовлетворять свои повседневные потребности, не тратя время на поездки из одного конца города в другой.
В число технологий, позволяющих создавать комфортные для жизни пространства, в том числе входят:
- Видеоаналитика на основе искусственного интеллекта
Анализируя информацию из систем видеонаблюдения, урбанисты могут отслеживать модели использования общественного транспорта, тенденции автомобильного и пешеходного движения. Эти данные способны выявить “узкие” места на дорогах и коренные причины их появления, а также улучшить ситуацию на дорогах и создать более комфортные и безопасные условия для пешеходов и велосипедистов.
- ГИС (географическая информационная система):
ГИС можно использовать для анализа существующего распределения удобств и услуг в городе. Градостроители могут определить районы, в которых отсутствует необходимая инфраструктура, и стратегически спланировать размещение новых объектов, чтобы обеспечить равный доступ для всех жителей в пределах 15 минут.
- Городское моделирование и цифровые двойники
Инструменты моделирования могут анализировать пешеходные и транспортные потоки, что позволяет оптимизировать устройство улиц, расположение перекрестков и общественных мест для улучшения пешеходной доступности и уменьшения заторов на дорогах. Для этих же целей можно использовать существующие цифровые двойники городов: они позволяют не только отслеживать состояние инфраструктуры и оперативно реагировать на неполадки, но и анализировать влияние предполагаемых изменений в режиме реального времени.
- Big Data
Анализ больших данных о маршрутах поездок на работу, плотности населения в различных районах города, интенсивности использования услуг в том или ином учреждении помогает определить области, требующие доработки, и эффективно планировать развитие городских районах.
“15-минутные” города сегодня
Концепция 15-минутного города становится все более популярной по всему миру. А с активным распространением цифровых технологий в сфере градостроительного планирования и строительства создание еще более комфортных для жизни городов становится проще. Вот лишь несколько примеров городов и используемых в них технологий, благодаря которым реализуется та или иная составляющая концепции 15-минутного города.
- Городское информационное моделирование в Париже, Франция
Одним из ярких примеров 15-минутного города является родной город создателя концепции профессора Морено.
Для анализа транспортных потоков и движения пешеходов, обеспечения доступа ко всей необходимой инфраструктуре в городе используется городское моделирование. Этот анализ послужил основой для принятия решений по созданию более удобных пешеходных зон, увеличению протяженности велосипедных дорожек и улучшению сети общественного транспорта, а также выделению зон, свободных от автомобильного движения.
Мэр Парижа Анн Идальго представила концепцию 15-минутного города в своей предвыборной кампании 2020 года и начала ее реализацию еще во время пандемии COVID-19. Так, в рамках программы озелененные школьные площадки стали местом отдыха для жителей в выходные дни, а площадь Бастилии и другие крупные площади города были засажены деревьями и снабжены велосипедными дорожками. Мотивируя парижан пересаживаться на общественный транспорт или велосипеды, Анн Идальго планирует сократить 72% парковочных мест и использовать эти пространства для еще большего озеленения города.
2. Цифровой двойник в Сингапуре
В 2019 году Управление наземного транспорта Сингапура предложило генеральный план, в рамках которого человек не должен тратить более 20 минут на то, чтобы дойти или доехать на велосипеде до центра своего округа, и не более 45 минут даже в час пик, чтобы добраться от своего дома до места работы. Для этого в городе расширяют сеть велодорожек и общественного транспорта, а также предоставляют выделенные полосы для их движения, развивают интегрированные транспортные хабы.
Чтобы сделать город максимально комфортным для жителей, руководство Сингапура не только привлекло к этому проекту более 7 400 сингапурцев, но и задействовало существующий цифровой двойник города, о котором мы рассказывали в этом материале. Градостроители, эксперты и заинтересованные жители могут в виртуальной реальности изучить предлагаемые городские проекты и оценить их влияние на жизнь города еще до начала строительства. Таким образом технологии позволяют убедиться, что разработанный проект действительно позволит добиться поставленных целей и удовлетворит потребности жителей.
3. Анализ Big data в Портленде, США
Уже с 2010 года застройка в Портленде ориентируется на концепцию 20-минутного города. Согласно плану, одной из целью которого является борьба с изменением климата, к 2030 году 90% населения города смогут добраться пешком или на велосипеде в течение 20 минут до всей инфраструктуры, необходимой для удовлетворения основных повседневных и профессиональных нужд.
Эта концепция способствует достижению двух основных целей: равенства жителей путем обеспечения доступа ко всей ключевой инфраструктуре; и сокращения выбросов парниковых газов за счет увеличения доли поездок на общественном транспорте, велосипеде или передвижения пешком.
Для достижения этих целей городские власти изначально оценили пешеходную доступность и близость ключевых услуг в районах города, чтобы определить незакрытые потребности жителей.
Руководство города использовало большие данные для изучения наиболее популярных маршрутов автомобильных поездок и выявления областей с высоким спросом. С учетом полученной информации был принят план по развитию инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов, перепланировке улиц. При планировании новых зданий в городе также активно используются BIM-технологии для проектирования не только энергоэффективных, но и многофункциональных зданий, что также способствует улучшению доступа к необходимой для комфортной жизни инфраструктуре.