Андрей Эрлих, директор по финансам и инвестициям компании IYNO рассказал “Цифровому строительству” о том, с какими проблемами с его точки зрения сталкивается бизнес на пути цифровизации сегодня и как стоит их решать. Андрей обладает богатым опытом в девелопменте как объектов критической инфраструктуры, так и гражданских объектов недвижимости, является активным участником рынка и инвестором в недвижимость.
Преобразование неизвестных переменных в консистентные данные
Основная проблема, которую решает каждый девелопер, начиная новый проект — это работа с неопределенностью. Современный процесс строительства связан с высоким требованием к продукту со стороны рынка и огромным набором переменных. Если раньше строили скорее понятные, типовые проекты, то сегодня девелоперы стараются создать уникальные, неповторяющиеся ни по архитектуре, ни по набору инфраструктуры, ни по инженерии дома. На рынке представлено огромное разнообразие как архитектурных, так и инженерно-технических решений. При этом инженерно-технические решения меняются с развитием технологий очень быстро. Современный дом — не важно, относится ли он к комфорту, бизнес, либо элитному классу — это огромный массив данных. Уникальность продукта, отсутствие повторяемости, отсутствие одинакового опыта. Начиная новый проект, девелопер принимает на себя риск неопределенности, отражается на конечной стоимости продукта. А как мы помним, рынок сегодня высококонкурентный и девелоперы находятся в жесткой конкуренции и вынуждены повышать качество продукта и при этом разумно подходить к ценообразованию. Казалось бы — ситуация безвыходная? Но это не так. Главный драйвером в инвестиционным проекте является время. «Время — деньги», в девелопменте, как ни в каком другом бизнесе, имеют такое высокое значение. Если проанализировать бизнес-процесс среднего девелопера, выяснится что большую часть времени команда тратит на синхронизацию работы команды, анализ проктных решений, правовую бюрократию. Эта боль усиливается с влиянием финансового партнера (прим. банка). Чтобы принимать взвешенные решения не только точно, но и быстро, необходимо чтобы данные были доступными всем создателям проекта и актуальны на момент принятия этих решений. Данные должны быть консистентные — то есть согласованы между собой.
Много лет идут поиски наиболее удобного инструмента систематизации и автоматизации этих данных, чтобы с ними удобно было работать и опираться на них в управленческих решениях. Сегодня на стройке главным инструментом работы с данными является Excel и прочие инструменты работы с таблицами, где несмотря на удобство и широкие возможности, данные собираются и хранятся разрознено. Данные чаще всегор не консистентные, их трудно привести в единую общую картину в один момент времени, они часто не согласуются между собой. Собственно их обработка или приведение в консистентное состояние происходит в человеческом мозгу.
Скорость и качество
И тут мы сталкиваемся с новых ограничением. Скорость и качество. Чтобы обработать весь массив данных из разных источников и принять верное решение человеку нужно время. Пока всевозможные отделы анализируют информацию, строят гипотезы, варианты решений, данные стройки, на которых это все базируется уже изменились. У руководителей стройки зачастую нет достаточного количества времени, для подробного анализа всех вводных, ему необходимо быстро принимать решение. И очень часто оно принимается вслепую или по наитию. Когда же у вас есть программных продукт позволяющий коллективно работать с данными (прим. IYNO), где все разрозненные данные уже классифицированы и объединены в целостную картину, а все их обновления, автоматически отражаются на экране — это, во-первых, экономит время на сбор и обработку информации. Во-вторых, вы опираетесь на актуальные цифры, принимая ответственные решения. Это новый уровень работы, и он осуществляется благодаря не просто автоматизации данных, а создания их непрерывной связанности между собой.
Человеческий фактор как барьер
Борьба за клиента заставляет девелоперов конкурировать в качестве продукта, который они предлагают рынку. Не только в материалах, а в покупательском опыте, которые непрерывно связан с временем. Время, в свою очередь зависит от скорости и качества принятых решений. А качественные решения зависят, как мы уже выше поняли от точности данных и верности принимаемых решений по продукту и скорости. Таким образом скорость строительства тоже является конкурентной. Именно эта конкуренция и движет процессом цифровизации бизнеса. Она заставляет бизнес быть клиентоцентричнее и более гибким. Сегодня бизнес должен уметь быстро перестраиваться и адаптироваться под новые условия. Но мы сталкиваемся с проблемой человеческого фактора. Человеку свойственно сопротивляться новому, неизвестному. Например, у вас в компании высоквалицированный специалист, он привык работать в определенных программах. Он потратил много лет на обучение, и ему не хочется перестраивать свою рутину, переучиваться. Это уже не технологическая, а кадровая проблема.
Цифровая культура
Цифровизация меняет внутреннюю структуру и культуру компаний. Здесь два пути — либо менять персонал, что дорого с точки зрения финансов и временных затрат адаптации новых людей в корпоративную жизнь, и практически невозможно одновременно в действующем бизнесе. Второй путь — помогать уже существующим сотрудникам, стимулировать их интерес осваивать новые знания. Бизнесу приходится разрабатывать новый свод правил и новую культуру работы персонала с данными. Важно помогать сотрудникам преодолевать их психологические барьеры работы с новыми цифровыми продуктами или тем же искусственным интеллектом, например. Помогать им повышать квалификацию, так она является основным драйвером изменений. Заинтересованные в работе с новыми цифровыми инструментами сотрудники — залог успеха этих изменений. Изменения из-под палки в консервативных областях еще не приводили к ощутимым результатам за оптимальный бюджет и в разумные сроки.
Образование, нет — самообразование.
Мы живем в то время, когда, технологии устаревают быстро. Не успел появиться один цифровой продукт как его сменяет уже другой. И учиться приходиться постоянно. Одни специальности будут исчезать, другие появляться. Поэтому стимулировать процесс освоения новых знаний нужно не только у сотрудников, но и руководства.
Я сам, будучи выпускником МШУ Сколково, приверженец концепции Life Long Learning. Образование — это непрерывный процесс улучшения и применения новых навыков на практике. Умение быть цифровым — это обязательный атрибут современного сотрудника, кто хочет сохранять темп карьерного путешествия и сохранять интерес к работе.
Учитесь быть цифровыми, мыслить данными, извлекать информацию. Пользоваться инструментарием, это ваше конкурентное преимущество в современном мире труда.