В прямом эфире Telegram-канала «Буквами о цифре» состоялось мероприятие «Лаборатория Вдохновения: Инновационное строительство — новые кадры, новые вызовы».
Главная тема встречи — развитие кадрового потенциала в строительной отрасли, которая переживает масштабную цифровую трансформацию. Участники подчеркнули важность не только технического, но и творческого подхода к обучению, который помогает раскрыть креативность специалистов и их готовность к нестандартным задачам.
Обсуждались ключевые тренды: от внедрения современных образовательных методик до формирования корпоративной культуры, стимулирующей инновации. Особое внимание было уделено вопросам взаимодействия бизнеса, образовательных учреждений и государственных структур для создания единой экосистемы подготовки кадров.
Один из главных выводов дискуссии: цифровизация требует не только новых технологий, но и нового мышления. Строительная отрасль становится пространством, где важны не только профессиональные знания, но и умение адаптироваться, учиться и находить креативные решения.
Михаил Бочаров, главный редактор журнала «Информационное моделирование»: «Удержание квалифицированных специалистов в строительной отрасли — это вызов, с которым сталкиваются компании по всей стране. Многие специалисты уходят в другие отрасли или меняют сферу деятельности, потому что не чувствуют стабильности и перспектив. Им нужно не только конкурентоспособное вознаграждение, но и ощущение своей ценности, возможность профессионального развития, участие в интересных проектах и современная рабочая среда. Образование и развитие сотрудников — это ключ к решению проблемы кадров. Люди хотят чувствовать, что их знания и навыки остаются востребованными, особенно в условиях, когда технологии в строительстве меняются с невероятной скоростью. Создание образовательных программ — это не просто способ повысить квалификацию работников. Это инструмент для укрепления их приверженности компании. Образовательные курсы должны быть адаптированы под разные категории работников. Разработка образовательных программ невозможна без тесного сотрудничества с производителями программного обеспечения. Именно они знают свои технологии лучше всех и могут предложить наиболее эффективные методики обучения»
Александра Пучкова, руководитель направления методологии ЦК РФ по цифровой трансформации строительной отрасли: «Наше недавнее исследование подтвердило: большинство людей осознают важность цифровой трансформации, но сталкиваются с трудностями, связанными с её внедрением. Мы выяснили, что 80% респондентов поддерживают переход на цифровые технологии, что говорит о востребованности этой сферы. Однако есть и те, кто затрудняется с формированием своего мнения (16%), и 4% откровенно не поддерживают изменения. Какие барьеры стоят перед цифровизацией? Мы выделили три основных препятствия: Первое, это недостаток знаний и навыков. Люди часто не понимают, как пользоваться новыми инструментами, боятся технологий и не уверены в своей способности адаптироваться к изменениям. Второе, это нехватка квалифицированных кадров. В организациях не хватает специалистов, которые могли бы внедрять и сопровождать цифровые решения. Третье — сопротивление изменениям. Это барьер, который проявляется на всех уровнях. Руководители часто боятся рисков, связанных с нововведениями, а сотрудники — изменений привычного рабочего процесса. Мы движемся в правильном направлении, но вопрос кадрового обеспечения становится ключевым. Цифровая трансформация невозможна без людей, которые понимают её важность, владеют нужными навыками и готовы адаптироваться. Основная задача сейчас — это устранить пробелы в знаниях и навыках, создать условия для обучения сотрудников и активного вовлечения их в процесс изменений. Это касается не только технических специалистов, но и руководителей, которые должны стать проводниками цифровой трансформации в своих организациях. Таким образом, развитие компетенций сотрудников — это основа успешной цифровизации. Мы должны не просто внедрять технологии, но и готовить людей, которые смогут ими пользоваться, тем самым создавая устойчивую основу для будущего».
Павел Писарев, представитель СРО АПОСК «Партнерство проектировщиков», член комитета по саморегулированию НОПРИЗ: «Отрасль сталкивается с серьезным вызовом — нехваткой квалифицированных специалистов, которые не только владеют базовыми навыками, но и способны самостоятельно принимать решения. Технологии меняют нашу работу: цифровизация, информационное моделирование, автоматизация процессов требуют от сотрудников совершенно нового уровня подготовки. На уровне линейного управления, важно, чтобы специалисты умели быстро оценивать ситуацию, принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию. Должны быть наставники, нужно уметь принимать решения и по-другому взаимодействовать с заказчиком. В институте этому не учат. Сегодня очень много организаций, в которых нет специалистов, которые брали бы и учили молодежь. Наставничество — это тот ключевой инструмент, который позволяет не просто обучать, но и формировать новую культуру работы. Наставник может стать тем проводником, который поможет молодым специалистам влиться в профессию, освоить тонкости работы и научиться избегать ошибок. Благодаря наставникам молодые специалисты быстрее достигают уровня, когда они могут работать самостоятельно и вносить вклад в развитие всей отрасли».
Анатолий Курманов, заместитель руководителя рабочей группы Минстроя России по реализации проекта «Умный город»: «Мы сталкиваемся с ситуацией, когда низкий уровень владения цифровыми инструментами замедляет процессы, повышает затраты и ограничивает внедрение инноваций. Чтобы технологии стали частью ежедневной работы, необходимо, чтобы каждый работник, от инженера до руководителя, понимал их суть и умел применять на практике. Это не вопрос одной компании, это задача всей отрасли. Без цифровой грамотности людей любая даже самая передовая технология останется просто набором кодов и функций, которые никто не может эффективно использовать. Разработка программ обучения — стратегическая необходимость. Сотрудники в строительной отрасли обладают разным уровнем подготовки и выполняют разные функции, поэтому подходы к обучению должны быть адаптивными».
Юлия Еремина, руководитель Аппарата НОТИМ, исполнительный секретарь Комиссии по цифровизации строительной отрасли и ЖКХ Общественного совета при Минстрое России: «Проект Общественного совета «Я — строитель будущего!», в котором участвует НОТИМ, — это возможность для подростков увидеть строительство как интеллектуальную, высокотехнологичную и перспективную отрасль. Мы создаём условия, чтобы дети могли погрузиться в профессию через практические задания, мастер-классы и знакомства с реальными производственными процессами. Все эти инструменты, от тестов «Цифровое ГТО» до курсов 3D-моделирования и управления дронами, играют ключевую роль в развитии кадрового потенциала отрасли. Они формируют у подростков не только интерес к строительству, но и базовые навыки, которые пригодятся в их будущей профессии. Программа «Я — строитель будущего!» закладывает основу для подготовки молодых специалистов, которые с самого начала своего профессионального пути понимают современные технологии и готовы к цифровой трансформации. Это помогает создавать осознанные карьерные траектории и формировать поколение специалистов, способных решать актуальные задачи отрасли».
Алина Постовалова, председатель Комитета НОТИМ по подготовке и аттестации кадров для ТИМ: «Строитель будущего — специалист, который ориентируется в цифровой экономике, умеет работать с инновационными технологиями и применять их на практике. Мы представили основные направления Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года. Впереди масштабная работа, но ключевые шаги уже ясны. Во-первых, модернизация образовательного процесса. Необходимо внедрять в обучение такие технологии, как BIM, VR/AR-симуляторы и цифровые двойники зданий. Эти инструменты дают студентам уникальную возможность погружаться в реальный процесс проектирования и строительства еще на этапе учебы. При этом образовательные программы должны быть гибкими и учитывать индивидуальные интересы студентов, позволяя им выбирать специализацию. Во-вторых, важнейший фактор — практическая направленность. Нужно создавать платформы для тесного взаимодействия учебных заведений и строительных компаний, формировать отраслевые советы и развивать базы практик. Целевое обучение и гарантированное трудоустройство для выпускников станут важным стимулом для молодежи. Отдельное внимание мы уделяем популяризации профессии. Молодежь должна видеть, что строительство — это высокотехнологичная отрасль, связанная с инновациями, экологичностью и устойчивым развитием. Уроки с использованием VR, интересный контент в соцсетях, олимпиады и гранты помогут привлечь внимание к профессии и мотивировать новых специалистов. Важно сформировать образ строителя будущего, нужно продолжать развивать государственную поддержку, инвестировать в образовательные программы и повышать престиж строительных профессий. Только так мы сможем обеспечить отрасль квалифицированными кадрами и двигаться к цифровому и технологичному строительству».