
Об этом «Цифровому Строительству» рассказал Алексей Роговцев, руководитель Центра продуктов «Геосервисы» МТС. В целом по его словам, спрос на геоаналитический сервис МТС Геоэффект вырос за год на 40%.
Такую динамику в компании связывают с ростом числа организаций, которые осознают значение знания портрета своего клиента для оптимизации бизнес-процессов, например, в логистике, управлении розничными сетями и городском планировании.
По итогам 2024 года (*данные МТС Геоэффект):
45% запрошенной геоаналитики было использовано для реконструкции парков и городских территорий, а также для планирования мероприятий, туристических и транспортных маршрутов;
34% аналитики использовал ритейл для улучшения клиентского сервиса и повышения собственной эффективности;
12% совокупно пришлось на банковский сектор (6%), ИТ-компании (2%), застройщиков (2%) и организаторов мероприятий (2%).
Повышенный интерес также вызван улучшением качества и доступности данных, развитием инструментов аналитики и разнообразия предоставляемых данных — какие ещё локации посещают клиенты, какие приложения используют, придерживаются ли активного образа жизни, каков их доход и других.
Геоаналитика помогает принимать стратегические решения на основе дашбордов и тепловых карт. Агрегированные обезличенные данные используются для создания комфортной городской среды, развития туристического потенциала и улично-дорожной сети. Аналитика позволяет выявлять пиковые нагрузки на инфраструктуру парков и транспорта, оценивать тур- и пассажиропоток, планировать освещение и ввод другой дополнительной инженерной инфраструктуры, анализировать востребованность мероприятий и популярность событий, а также выявлять точки притяжения и понимать целевой и социально-демографический портрет посетителя.
В России особенно актуален тренд на получение максимально полных агрегированных данных в сжатые сроки, что связано с необходимостью оптимизации ресурсов бизнеса в условиях высоких требований к сервису и необходимости таргетинга коммуникаций. По аналогии с западным трендом, продолжил Алексей Рогов, зарождается спрос на пространственную аналитику, которая учитывает вертикальную плоскость, например: посещаемость магазинов на разных этажах ТЦ. Кроме того растет доля профильных отраслевых задач: проанализировать посещаемость торговых точек в розничной торговле или определение портрета покупателя для точечной рекламы в строительстве.
Набирает популярность применение машинного обучения для прогнозирования трафика и поведения потребителей. В глобальном масштабе акцент также делается на усиление конфиденциальности и безопасности данных. Именно поэтому за последние 3−5 лет сервисы геоаналитики значительно «поумнели»: появились лоукод-сервисы, визуализация в режиме реального времени, предсказательная аналитика. Улучшились методы обработки больших данных, что сделало геоаналитику более точной и многофункциональной. Кроме того нейросети и машинное обучение значительно ускоряют аналитику сырых данных. Например, анализ данных по Москве за год занимает 1 минуту, вместо 10.
Спрос на геоаналитику продолжит расти, ожидают в компании. Основные драйверы — дальнейшее развитие урбанизации, появление умной инфраструктуры, углубление интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь и государственные процессы, необходимость более эффективного управления ресурсами. Также значительный вклад в рост рынка принесет продолжающееся развитие технологий ИИ и машинного обучения, обеспечивающих более глубокий и всесторонний анализ геоданных, добавил Алексей Рогов. По его словам, объем российского рынка геоаналитики по итогам 2025 года вырастет до 1,8 млрд рублей.