Важным трендом развития строительства сегодня является цифровизация процессов и постепенное достижение «цифровой зрелости» отрасли. О том, какие инструменты необходимы для цифровой трансформации и почему особенно важны квалифицированные кадры, рассказала Наталья Худякова, заместитель генерального директора по вопросам обучения «Аметист Групп».
— Какие цифровые технологии в строительной отрасли сейчас развиваются в нашей стране и в целом в мире?
Строительная отрасль неуклонно продвигается к более технологичным процессам. Главные тренды внедрения цифровых технологий — это информационное моделирование зданий (ТИМ), дополненная и виртуальная реальность (AR / VR), которая позволяет архитекторам вывести свои проекты на совершенно новый уровень и открывает далеко идущие возможности для строительной отрасли в целом, лазерное сканирование, которое является надежным методом съемки труднодоступных поверхностей и сложной геометрии, робототехника, 3D-печать, позволяющая печатать слой за слоем бетон, полимер, металл или другие материалы. Также стоит упомянуть аналитическое программное обеспечение, блокчейн, цифровые решения для двойников, интернета вещей (IOTs) и машинного обучения на протяжении всего жизненного цикла построенных активов (например, на уровне проекта, организации и отрасли).
— Насколько строительство готово к глобальной цифровизации?
Строительная отрасль близка к грандиозному “цифровому прорыву” — уже очевидно, что применение цифровых IT-решений сокращает расходы, экономит время и рабочую силу, помогает сохранять экологию. В то же время на пути к глобальной цифровизации стройки, по крайней мере, в нашей стране, пока еще есть вызовы. Компании цифровизуются с невероятной скоростью, которая жизненно важна для успеха бизнеса в нынешних условиях, однако она лишь обеспечивает, а не производит результаты. Именно поэтому для получения эффекта от внедрения технологий, так важно не забыть про сотрудников. И начинать нужно с культуры обучения.
— Как это может выглядеть?
Чтобы эффективно пройти цифровую трансформацию и увидеть реальные профиты, необходимы люди, обладающие знаниями и цифровыми навыками. Только тогда цифровые инвестиции будут оправданы. Системная работа уже началась: в 2021 году Минстрой РФ инициировал создание отраслевого образовательного консорциума. Также ВУЗы, колледжи по всей стране и бизнес сейчас идут навстречу друг другу создавая эффективные формы сотрудничества.
Все это формирует организационную среду, в которой, развивается правильная стратегия подготовки отраслевых специалистов. Не говоря уже о том, что в дальнейшем решится проблема кадрового дефицита, которая сейчас имеет место быть.
— Какие образовательные программы уже доступны студентам и молодым специалистам?
На базе НИУ МГСУ уже готовят «цифровых» специалистов на бесплатной программе для студентов «Цифровой инженер ПТО». В ходе обучения студенты могут ознакомиться с деятельностью Департамента строительства города Москвы и его подведомственных организаций, изучить особенности работы с исполнительной документацией в цифровом формате, а также проверить на практике полученные навыки работы с новейшими IT-продуктами. Студенты, успешно завершившие эту программу, могут пройти производственную практику, а также трудоустроиться в одну из организаций стройкомплекса города Москвы.
Кроме этого, в прошлом году, запущен совместный проект Минобрнауки и Минцифры РФ — «Цифровые кафедры», который дает возможность студентам получить дополнительную профессию в IT. Например, в рамках этого проекта студенты строительных вузов могут получить новые компетенции в области информационных или сквозных технологий.
— Образовательные программы нужны только студентам?
Сегодня ориентированность на будущее — это, прежде всего, скорость, эволюция и собственные возможности. Единственный способ оставаться востребованным специалистом — развиваться в непрерывном режиме. И высокоэффективные организации быстро реагируют на вызовы, где обучение становится непрерывным процессом, который позволяет не только расширить возможности бизнеса, но и привлечь и удержать таланты. Согласно ежегодному отчету Mind Tools For Business уже 55% компаний в мире интегрируют планы по обучению и развитию своих сотрудников в общую стратегию компании.
— На какие тенденции в образовании стоит обратить внимание в будущем?
Образование трансформируется. В отраслевом образовании цифровые технологии постепенно становятся предметной областью специализации в строительстве. Значительные изменения произойдут и в подходе. Вот некоторые:
— Отрасль рассматривает переподготовку и повышение квалификации сотрудников как необходимость. Провайдеры образовательных продуктов имеют уникальные возможности для развития тесных партнерских отношений с компаниями, стремящимися повысить квалификацию своих сотрудников и привлечь новые таланты. Способность этих провайдеров быстро корректировать свои учебные программы под «цифровые» реалии в строительной отрасли, позволят выстраивать обучение по принципу «Обучился сегодня, завтра применяем все в действии».
— Спрос на онлайн-образование в отрасли растет. В 2020 г. было зарегистрировано рекордное число учащихся, многие игроки борются за часть рынка онлайн-образования. Растущий спрос и растущие стандарты качества свидетельствуют о том, что учащиеся все лучше понимают отдачу от своих инвестиций в образование. При этом, чтобы соответствовать изменившимся ожиданиям студентов от онлайн-образования, учебные заведениям необходимо будет улучшать свой общий цифровой опыт доставки основного контента, создать вспомогательные инструменты и инфраструктуру, а также разработать подход, ориентированный на учащегося, например: индивидуальное консультирование, взаимодействие с личными и онлайн-сообществам, ИТ-поддержка 24/7 для улучшения процесса обучения и многое другое.
— Использование адаптивных инструментов обучения. Внедрение инструментов, которые обеспечивают индивидуальное обучение в режиме реального времени для большого количества учащихся в сочетании с упражнениями, адаптированными для устранения конкретных пробелов в знаниях.
— Практическое применение навыков. Пионеры в образования уже сегодня используют лаборатории виртуальной реальности (VR), симуляторы и игры для учащихся, чтобы отрабатывать навыки в реальных сценариях в контролируемых виртуальных средах. Например, студенты Перуанского университета используют 3D-игры для поиска инновационных решений для проектирования условий жизни в кампусе.
Возможно, скоро мы увидим, как учебные заведения расширят возможности реального обучения, введя онлайн-стажировки.