20.06.2024

Одна из больших проблем сегодня — зоопарк ИТ-решений

Одна из больших проблем сегодня — зоопарк ИТ-решений

Об эффектах цифровизации в строительстве, о проблемах и тенденциях в этой сфере порталу «Цифровое строительство» рассказал Алексей Жигалин, директор по проектированию и продукту ГК «МСУ-1».

— Насколько деятельность МСУ-1 цифровизирована на сегодняшний день?

Учитывая, что единой методики оценки уровня цифровизации пока нет, отвечу на этот вопрос, опираясь на собственную оценку исходя из стратегии цифровой трансформации нашей компании.

В настоящий момент мы находимся на стадии цифровой зрелости, когда внедренные инструменты и процессы увязываются с элементами внутренней и внешней среды. Мы активно развиваем электронное взаимодействие с нашими поставщиками и подрядчиками, запустили ряд онлайн-сервисов. То есть если применять качественную шкалу оценки — выше среднего.

— Что еще предстоит перевести в цифру?

В приоритете — увязка элементов между собой, а не оцифровка того, что еще не оцифровано, в связи с принципиальной разницей во влиянии на эффективность.

— Как вы считаете, какие возможности дает цифровизация строительства?

Я считаю, что цифровизация — это обязательное условие существования бизнеса, так как взаимодействие друг с другом (людей, компаний, бизнеса с властью и т. д.) невозможно не цифровыми способами. Строительство как отрасль несомненно не лидер в вопросах перехода на цифру, но за последние 2−3 года темп цифровизации впечатляющий.

— Какие эффекты по вашему опыту цифра может принести? Что она дает застройщику и что — конечному потребителю, покупателю квартир?

В первую очередь, сокращение издержек, принципиально другая скорость в принятии управленческих решений и достоверность получения и обработки данных, возможность выстраивания бесшовных процессов, основанных на этих данных для управления стоимостью и сроками на всех этапах жизненного цикла проекта для всех ее участников.

Для покупателя и контрагентов это появление новых онлайн-сервисов. Буквально все можно сделать, не выходя из дома, удалённо. Это и удобно, и экономит время и деньги, в каких-то случаях нервы.

— А какие вызовы/проблемы возникают при внедрении цифровых решений?

Основная проблема — конечно же, интеграция систем, решений, инструментов друг с другом, в том числе с сервисами контрагентов. На мой взгляд, в настоящее время отсутствуют единые, доступные всем участникам платформенные решения в отрасли, и поэтому появляются целые экосистемы у тех, кто может себе это позволить (крупный бизнес, государственные структуры). Пример — среда общих данных, работая с разными заказчиками, в нашей компании развернуто не менее 5-ти.

В такой ситуации приходится постоянно осваивать новые продукты, которые, по сути, дублируют функции друг друга. У нас это называется «зоопарк ИТ-решений».

Проблема с нормализацией данных. Наименование одного и того же материала, единицы оборудования в различных системах, базах, справочниках различается, что значительно усложняет процесс обработки информации.

— На ваш взгляд, какая стратегия лучше — разработка собственных решений или покупка тех, кто есть на рынке? Как вы для себя решили этот вопрос?

Разработка собственных решений требует значительных инвестиций, это по карману очень не многим компаниям. Наша стратегия — использование оптимальной комбинации лучших готовых решений с возможностью кастомизации под наш запрос.

При этом СОД, который мы у себя развернули — это собственная разработка нашего стратегического партнера ГК ФСК.

— Какие тренды в сфере цифрового строительства ждут нас на горизонте 10 лет?

Я бы назвал пять ключевых трендов. Первое — окончательная автоматизация, цифровизация рутинных параметризованных процессов. Второе — формирование единой структуры, разметки данных (справочники материалов, оборудования, видов работ), единой среды данных. Следующим пунктом я бы выделил все большее развитие беспилотного транспорта, машин и механизмов (роботы). Еще одна тенденция — новые материалы и технологии в строительстве. Это нано-, композит-материалы, материалы с изменяемыми свойствами и т. п. И наконец, еще один тренд: замена привычных форматов взаимодействия (сейчас все держится на человеке и его взаимодействии с другими участниками процесса, ИТ — его инструменты) на взаимодействие цифровых систем (человек — настраивает, контролирует, реагирует).