Строительство — краеугольный камень любой экономики. Производство же материалов является самым важным для строительной отрасли — проектирование, управление рабочими и документооборот имеют значительно меньшее значение. При этом производство стройматериалов является практически нетронутым цифровыми технологиями. О том, зачем нужно перевести в «цифру» производство кирпича, стали и других материалов, расскажем в нашей статье.
Проблемы отрасли
Недавняя пандемия обнажила целый ряд проблем производства строительных материалов. Цены на сырье взлетели вверх, на заводах не хватало рабочих рук, а цепочки поставок были нарушены. Продавцы были вынуждены компенсировать это ростом цен на стройматериалы — по итогам 2021 года инфляция в стройке составила 19%. Отдельные товары — еврошифер и различные типы плит — дорожали на 30% и больше.
Соответственно, строительные компании столкнулись с серьезным превышением бюджетов. И если краткосрочные проекты позволяли учитывать возросшие цены, то долгострои с давно утвержденными бюджетами требовали кардинального пересчета затрат и их оптимизации.
Планы руководителей
В 2022 году консалтинговая компания McKinsey & Company провела опрос руководителей производства стройматериалов, в котором приняли участие более 500 человек. Выяснилось, что порядка 70% опрошенных планируют увеличить свои инвестиции в новейшие разработки — цифровизировать и автоматизировать процессы.
Интересным моментом в опросе были пункты про крупнейшее преимущество и недостаток от цифровизации. Так, именно производители материалов назвали в качестве первого цифровое производство — использование современных технологий для ускорения и улучшения рабочих процессов. Речь в том числе идет и о создании цифрового двойника для завода и производства — таким образом руководство увидит на компьютерной модели все сложности и издержки, с которыми столкнется в реальности.
Однако те же самые производители стройматериалов среди минусов цифровизации называют прозрачность цепочек поставок и эффективность распределения. Другими словами, компании сами признают, что им проще иметь запутанное производство со сложными и непонятными графиками поставок — это позволяет списывать ошибки на типичные рабочие процессы.
3 рекомендации, как производителям стройматериалов «поумнеть»
В McKinsey советуют производителям стройматериалов следующее, чтобы цифровизация была эффективной:
- Сформулировать цели цифровизации. Внедрение новых технологий не должно быть абстрактным — они должны работать на благо предприятия. Улучшение операционной деятельности, скорости обслуживания, рост производительности — любую из этих целей можно брать на вооружение. Однако стоит трезво оценивать свои возможности — нельзя ставить целью на ближайший год выход в топ-3 крупнейших поставщика по России. Скорее всего, это будет просто невозможно.
- Выявите потребности своих клиентов. Производство может быть сколь угодно эффективным, но если продукт не нужен клиенту, его не устраивают условия доставки или качество — никаких продаж не будет. Понимание этих «болей» сформулирует еще один вектор цифровизации.
- Скорректируйте подход к инвестициям в цифровизацию. Ситуация на рынке меняется быстро — проект, на который выделили деньги в начале года, к его концу уже может быть неактуальным. Нужно уметь найти продукт, который будет актуальным и перспективным на протяжении 3−5 лет — как раз срок его разработки и внедрения.
Еще один важный фактор в пользу цифровых технологий в области стройматериалов косвенно сформулировала Анастасия Морозова, генеральный директор IYNO. По ее мнению, в нынешних рыночных условиях девелоперу стало важно как никогда управлять операционной эффективностью, то есть себестоимостью квадратного метра. Таким образом, изменения материалов, заложенных в проекте на ранних стадиях, должны приводить к автоматическому пересчету себестоимости строительства.
Подробнее читайте в нашем материале с экспертными мнениями по итогам 2022 года.