03.11.2021

Постановление № 815: что изменилось в новом перечне обязательных строительных норм

Постановление № 815: что изменилось в новом перечне обязательных строительных норм
  1. Что изменилось в Перечне № 815 от от 28 мая 2021
  2. Хронология отмены лишней строительной документации

С 1 сентября 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 28 мая 2021 г. № 815, в котором закреплен Перечень национальных стандартов и сводов правил. По нему теперь проверяется проектная и рабочая документация, представленная на государственную и негосударственную экспертизу.

Одновременно упразднено почти 4000 строительных норм. В статье разбираемся в изменениях в строительной сфере: какие способы обоснования проектов используются, что и кто должен делать, а что, наоборот, больше не требуется.

Перечень для обязательного применения в строительстве — какой выбрать?

Во всех случаях можно брать новый обязательный перечень № 815. Но если документы подали на первичную и повторную государственную или негосударственную экспертизу до 1 сентября 2021, можно на выбор пользоваться:

Кроме Перечня обязательных документов, есть добровольный перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований закона № 384-ФЗ «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений».

Способы обоснования проектов при отсутствии обязательных требований
Способы обоснования проектов при отсутствии обязательных требований

Что изменилось в Перечне № 815 от 28 мая 2021

  1. Исключили из СП и ГОСТов 105 требований по пожарной безопасности, дублирующих нормы Технического регламента по пожарной безопасности.
  2. Убрали 35 требований, которые закреплял не ГрК РФ, а акты других ведомств.
  3. Полностью исключили из обязательных СП и ГОСТы:
    • которые не содержали требований безопасности: СП 26.13 330.2012 «СНиП 2.02.05−87 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками», СП 33.13 330.2012 «СНиП 2.04.12−86 «Расчет на прочность стальных трубопроводов», СП 105.13 330.2012 «СНиП 2.10.02−84 «Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции»;
    • создавали предпосылки «двойного регулирования». Например, убрали два СП по автодорогам — СП 34.13 330.2012 и СП 78.13 330.2012, и еще два по мостам и трубам — СП 46.13 330.2012 и СП 79.13 330.2012, вместо них надо применять ТР ТС-014−2011 «Безопасность автомобильных дорог»;
    • исполнение которых невозможно было контролировать: ГОСТ 31 937–2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», СП 45.13 330.2017 «СНиП 3.02.01−87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СП 70.13 330.2012. «СНиП 3.03.01−87 «Несущие и ограждающие конструкции», СП 86.13 330.2014 «СНиП III-42- 80* «Магистральные трубопроводы».
  4. Сократили требования, ссылающиеся на документы добровольного применения или ссылки на и так обязательные регламенты.
  5. Убрали декларативные нормы без каких-либо предписаний. Например, из ГОСТ 27 751–2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» исключили п. 12.7 о разработке СТУ для зданий и сооружений класса КС-3, так как СТУ закреплена в ФЗ «О техрегламенте безопасности зданий и сооружений».

Полный список изменений можно найти в Пояснительной записке к Перечню 815.

Хронология отмены лишней строительной документации

Что будет дальше с системой технического регулирования в строительстве

10 сентября 2021 года на XII Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство» в том числе обсуждали, что снижение административного давления приведет к самостоятельности застройщиков. Когда императива становится меньше, строители должны научиться четко применять способы обоснования проектов, в которых были отступления от обязательных правил. Для этого в компании необходимо вырабатывать собственные методики.

Главный минус упразднения норм — то что законодательно прописан не только перечень норм для обязательного применения в строительстве, но и перечень добровольных, рекомендуемых, что в итоге может привести к путанице при переходе на BIM. Эта проблема была озвучена на круглом столе Главгосэкспертизы в рамках форума 100+ TechnoBuild, прошедшего 5 октября 2021 года в Екатеринбурге.

Что думают эксперты

«Наличие двух перечней технического регламента — обязательного и добровольного применения, а также действующих документов, не вошедших ни в один из этих перечней, приводит к неоднозначной трактовке требований. Что в итоге вызывает сложности и у проектировщиков, и у экспертов, и сказывается в итоге на оценке проектных решений».

Борис Ильичев, начальник Управления строительных решений

Например, утверждены два свода для строительства домов и зданий с деревянными конструкциями до девяти этажей. Но обязательный документ при этом регламентирует максимум 4-этажное строительство. И, по сути, строить выше четырех нельзя, несмотря на то, что есть уже технологии и объекты.

Если же застройщик хочет применить инновационные материалы и конструкции, то должен провести исследования и обосновать план строительства. Это долго, дорого и невыгодно — проект затягивается, сроки переносятся. Поэтому остается ждать, когда тот или иной устаревший СП актуализируют и введут в Перечень.

Минимальные требования входят в перечень в качестве обязательных. Требования выше — добровольно. Но с одной стороны — не вносят коррективы в устаревшие СП, изменения которых привели бы к качественному росту рынка. Зато в некоторых случаях — перестраховываются. Так, Перечнем 984 в 2020 году повысили сейсмическую интенсивность в баллах в девятнадцати регионах. Стремление обезопасить стройку привели к приостановке строящихся объектов и, соответственно, к удорожанию объектов. Самый известный случай — Камчатская краевая больница им. Лукашевского, долгострой с 2009 года, застывающий по самым разным причинам. Например, как в 2020 году, когда Перечнем 984 были изменены сейсмические нормы. Работы возобновились только после президентского поручения в 2021 — проект пришлось усовершенствовать под новые требования.

Вице-президент РСС и НОПРИЗ Анвар Шамузафаров назвал обязательный перечень № 815 старым кафтаном, на который ставят заплатки, вместо того, чтобы сшить новый. Решить проблему можно переходом на параметрический и риск-ориентированный подходы в сфере технического регулирования.

Планы развития техрегулирования строительной отрасли до 2030 года, презентация Минстроя
Планы развития техрегулирования строительной отрасли до 2030 года, презентация Минстроя

Плюсы и минусы постоянной актуализации строительных нормативов

Плюсы

  • Сокращение сроков строительства
  • Снижение себестоимости проекта
  • Быстрый ввод в эксплуатацию жилого сегмента — рост экономики
  • Экономия бюджетных средств
  • Повышение безопасности и долговечности объектов за счет использования современных технологий

Минусы

  • Непрозрачность регулирования отрасли
  • Персональная ответственность проектировщиков при согласовании документации из разряда добровольной

Мнение эксперта

Станислав Алексеенко считает, что упразднение строительных норм — не на пользу отрасли:

«Сокращение строительных нормативов гипотетически может привести к ухудшению качества строительства на российском рынке, так как в отличие от более развитых рынков у нас нет действенного страхования профессиональной ответственности, или оно работает не совсем корректно.

Наличие норм ставит исполнителя в более жесткие рамки, минимизируя ошибки и несчастные случаи. Исключение ряда таких норм не позволит апеллировать к страхованию, так как в случае нарушений обычная смена юр. лица исполнителя позволит ему снова взять проект для исполнения.

На развитых рынках ошибка строителя фатальна и более не позволит ему заниматься таким бизнесом (откажут в регистрации юр. лица, не выдадут необходимую страховку), в связи с чем исполнители соблюдают и чтут свою ответственность независимо от отсутствия обязательных норм».

Станислав Алексеенко, руководитель отдела строительного аудита и управления проектами консалтинговой компании Knight Frank St Petersburg

На фоне непрекращающейся пандемии, удаленки и перебоев в работе контролирующих органов понятно, насколько продуктивнее работать в электронном формате. И государство стремится перевести в такой формат взаимодействия не только свою структуру, но и игроков рынка.

Упразднение старого — не конечная цель. Цель — дата-ориентированный подход и создание для участников строительного процесса единой информационной среды. Соответственно, чтобы оптимизировать систему технического регулирования в строительстве, перевести всё в электронный вид, и оптимизируют законодательство, вычесывают лишнее.

Видео по теме

Стратегическая сессия «Повышение роли института саморегулирования при реализации документов стратегического планирования Российской Федерации» 13.09.21.