Интервью заместителя Министра строительства и ЖКХ РФ Константина Александровича Михайлика в преддверии Дня строителя вызвало живой интерес в кругах специалистов строительной отрасли, более того, явилось предметом дискуссии.
На правах представителя одной из главных площадок использования технологий информационного моделирования в Москве при активном сотрудничестве Департамента строительства города Москвы с Минстроем России представляется интересным вступить в спор с представителями отрасли в части критики некоторых тезисов, озвученных в ходе интервью, а также ответить на вопросы, которые могли возникнуть у профессионального сообщества при обсуждении цифровизации строительной отрасли.
Цифровизация строительной отрасли возможна только общими усилиями тысяч людей
Первое, что хотелось бы разъяснить в контексте импровизированной дискуссии, — это употребление заместителем Министра строительства и ЖКХ РФ местоимений «мы» и «нас».
По разным данным количество человек, задействованных в строительстве к августу 2023 года, варьируется от 6.8 миллионов до 7.5 миллионов человек. Если углубиться в процессы цифровизации, показатели также впечатляют: например, в рамках построения цифровой вертикали строительной отрасли развертывается информационная система управления инженерными данными (ИСУП), где на сегодняшний момент задействовано порядка 74 регионов России и более 3 тыс. объектов строительства.
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства является представителем федерального органа исполнительной власти и выступает в качестве голоса множества субъектов градостроительных отношений.
Нельзя отрицать огромную роль в процессе цифровизации большого количества специалистов в области строительства: проектировщиков, инженеров, архитекторов, органов государственной власти, множества заинтересованных лиц. Эффективное построение цифровой вертикали невозможно без вовлечения всех уровней власти и непосредственных участников инвестиционно-строительных проектов: заказчиков и исполнителей, которые активно используют цифровые системы при их ведении.
Таким образом, представляется логичным не отождествлять такой глобальный процесс, как цифровизация целой отрасли, только с волей и волеизъявлением представителей федеральных органов государственной власти. Достижение поставленных целей зависит от эффективной консолидации прикладываемых усилий множества лиц — уже поэтому было бы некорректно говорить только от своего лица или перечислять отдельных участников градостроительной деятельности, так как упомянуть всех не представляется возможным.
В споре рождается истина
Второе, о чем хотелось бы порассуждать в рамках данной темы, — споры между участниками градостроительных отношений по поводу избрания единого видения направлений цифровизации строительной отрасли.
Дискуссия в данной области понятна — было бы весьма странным обнаружить ее отсутствие в условиях тех изменений, которые происходят уже сейчас и планируются в будущем.
Споры касаются того, какое отечественное программное обеспечение наиболее эффективно в рамках импортозамещения и каким образом должны быть выстроены новые бизнес-процессы в организациях, которые многие годы были рассчитаны на использование «бумажной» документации. Сейчас деятельность федеральных и региональных органов власти направлена на то, чтобы полностью отказаться от «бумаги» и перейти на электронный документооборот.
Показательным в этой связи является приказ Минстроя России от 16 мая 2023 года № 344/пр «Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», который вступит в силу с 1 сентября 2023 г. В документе уточняется состав исполнительной документации, конкретизируется порядок ее ведения, в том числе в форме электронных документов, устанавливаются рекомендуемые образцы документов. Региональное законодательство в части использования электронной исполнительной документации в некоторых аспектах даже опередило федеральное, например, постановлением Правительства Москвы от 15 марта 2023 года N 399-ПП с 1 июля 2023 г. установлено общее правило о ведении исполнительной документации исключительно в электронной форме при выполнении ряда строительных работ с использованием средств бюджета Москвы.
Особое внимание уделяется нормативному обеспечению использования технологий информационного моделирования. Проект постановления Правительства РФ, который должен заменить закончившее свое действие постановление Правительства РФ
Однако не стоит воспринимать дискуссию внутри отрасли как нечто негативное, напротив, публичное и открытое обсуждение противоречий порождает новые пути решения назревших проблем. Участники градостроительных отношений имеют множество площадок для представления своей точки зрения на ту или иную проблему, в результате появляются эффективные механизмы управления проектом с использованием технологий информационного моделирования. При этом площадки для принятия решений в сфере информационного моделирования существуют и в субъектах России.
Например, в Москве с 2019 года успешно функционирует Межведомственная рабочая группа по внедрению технологий информационного моделирования при реализации строительных проектов в городе Москве (МРГ ТИМ), в рамках которой осуществляется координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы в части разработки документации, описывающей правила использования технологий информационного моделирования, реализации пилотных проектов с использованием новых технологий, взаимодействия органов исполнительной власти и подведомственных организаций при использовании на строительных проектах информационного моделирования.
К примеру, 24 апреля этого года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Бочкарев Андрей Юрьевич утвердил разработанную в рамках МРГ ТИМ Методику формирования требований к цифровой информационной модели объекта капитального строительства, поручив использовать ее московским государственным заказчикам при разработке технических заданий на цифровую информационную модель. В ходе работы над проектом Методики шли многочисленные дискуссии — было выявлено множество разногласий, и по итогам отработки всех предложений и замечаний был разработан эффективный и пригодный для использования инструмент управления проектом с цифровой моделью.
Каждый имеет возможность высказаться и быть услышанным
Третье, что хотелось бы упомянуть, — участие в общественных дискуссиях наиболее многочисленных участников градостроительной деятельности: проектировщиков и строителей. Они имеют возможность высказывать свое отношение к принимаемым решениям как через некоммерческие организации и объединения, позицией которых на регулярной основе интересуются и учитывают при принятии решений Минстрой России (НОТИМ, НОПРИЗ, НОСТРОЙ и др.) и иные органы государственной власти, так и при непосредственном участии в дискуссии на специализированных площадках в качестве гостей и спикеров, где их потребности слышат представители как государственных органов власти и субъектов России, так и крупнейших организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и способных оказывать влияние на развитие государственной политики в области строительства.
Такими площадками выступают форумы и регулярные круглые столы, проходящие под эгидой «МОSТИМ». В этом году также проходила крупнейшая конференция «Цифровая индустрия промышленной России», на протяжении многих лет выступающая в качестве ключевой площадки для обсуждения цифровой трансформации общества и в частности строительной отрасли.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что многие выдающиеся деятели в сфере строительства имеют твердые убеждения в том, что для отрасли лучше и что является безусловным благом. Зачастую таким благом видится использование морально и технологически устаревших механизмов управления строительными проектами, ведь новые технологии в сфере строительства не могут сравниться в надежности с «проверенными методами». Но прогресс неумолим.
Непросто убедить изначально консервативно настроенных лиц в том, что использование технологий информационного моделирования в долгосрочной перспективе сокращает весь инвестиционно-строительный цикл до 30%, приводит к повышению производительности труда на 10%, обеспечивает прозрачность процессов согласования и подписания документации. Данные показатели взяты из реального опыта ведения строительных проектов Департамента строительства города Москвы и его подведомственных организаций.
К сожалению, многие все еще смотрят на изменения в краткосрочной перспективе и видят лишь неизбежные траты на обучение сотрудников использованию специализированного ПО, закупку дополнительного софта, техники
Именно в данном направлении и ведется масштабная деятельность по популяризации использования технологий информационного моделирования, искоренении устаревших взглядов на планирование и управление строительным проектом, необходимость выделения финансовых ресурсов организаций на обучение и переобучение сотрудников.
Такая деятельность ведется в том числе и в рамках большого количества запущенных программ обучения и переобучения сотрудников строительных организаций и органов государственной власти, специализирующихся на строительстве. За минувший год только в Департаменте строительства и подведомственных ему организациях более чем 1,2 тыс. сотрудников получили возможность обучиться применению технологий информационного моделирования.
Апробация. Стандартизация. Реализация.
Минстрой России и его подведомственные организации проводят масштабные пилотные проекты в области апробирования новейших разработок отечественных вендоров. К примеру, Департамент строительства и ФАУ ФЦС реализуют пилотный проект по осуществлению нормативных проверок цифровой информационной модели с использованием классификатора строительной информации. По итогам пилотного проекта будет составлен отчет о возможности использования КСИ непосредственно для проверки цифровых моделей на соответствие нормативно-технической документации, что впоследствии кратно сократит объем работы для ТИМ-специалистов и контрольно-надзорных органов в части выявления несоответствий модели нормативно-технической документации.
Отмечу, что Константин Михайлик, являющийся председателем ТК 505 «Информационное моделирование», обращает особое внимание на необходимость обеспечения отрасли методологической и нормативно-технической базой в сфере использования технологий информационного моделирования. Таким образом, этот год уже отмечен утверждением ГОСТ
Уже сегодня наблюдается применение технологий информационного моделирования на знаковых строительных проектах по всей России. Например, в рамках национального проекта «Наука и университеты» в стране развернута реализация университетских кампусов мирового уровня с использованием цифровых информационных моделей, отечественного программного обеспечения. В ходе реализации данного проекта применяются только передовые подходы в строительстве, обеспечивается цифровизация широчайшей системы сервисов от обеспечения хозяйственного управления объектом до организации образовательной деятельности.
В заключение хотелось бы добавить, что Центр компетенций Департамента строительства с момента своего формирования являлся местом сосредоточения специалистов, открытых к поискам новых решений, площадкой для дискуссий в части цифровизации строительной отрасли, пространством для выработки эффективных и применимых решений. Всегда готовы делиться своим опытом с отраслью и рады представить свое видение того, как именно должно происходить качественное и плодотворное взаимодействие с органами федеральной власти РФ, а также субъектов РФ для развития безграничного потенциала строительной отрасли.