21.08.2023

Построение цифровой вертикали невозможно без вовлечения всех уровней власти и всех участников строительных проектов

Построение цифровой вертикали невозможно без вовлечения всех уровней власти и всех участников строительных проектов

Интервью заместителя Министра строительства и ЖКХ РФ Константина Александровича Михайлика в преддверии Дня строителя вызвало живой интерес в кругах специалистов строительной отрасли, более того, явилось предметом дискуссии.

На правах представителя одной из главных площадок использования технологий информационного моделирования в Москве при активном сотрудничестве Департамента строительства города Москвы с Минстроем России представляется интересным вступить в спор с представителями отрасли в части критики некоторых тезисов, озвученных в ходе интервью, а также ответить на вопросы, которые могли возникнуть у профессионального сообщества при обсуждении цифровизации строительной отрасли.

Цифровизация строительной отрасли возможна только общими усилиями тысяч людей

Первое, что хотелось бы разъяснить в контексте импровизированной дискуссии, — это употребление заместителем Министра строительства и ЖКХ РФ местоимений «мы» и «нас».

По разным данным количество человек, задействованных в строительстве к августу 2023 года, варьируется от 6.8 миллионов до 7.5 миллионов человек. Если углубиться в процессы цифровизации, показатели также впечатляют: например, в рамках построения цифровой вертикали строительной отрасли развертывается информационная система управления инженерными данными (ИСУП), где на сегодняшний момент задействовано порядка 74 регионов России и более 3 тыс. объектов строительства.

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства является представителем федерального органа исполнительной власти и выступает в качестве голоса множества субъектов градостроительных отношений.

Нельзя отрицать огромную роль в процессе цифровизации большого количества специалистов в области строительства: проектировщиков, инженеров, архитекторов, органов государственной власти, множества заинтересованных лиц. Эффективное построение цифровой вертикали невозможно без вовлечения всех уровней власти и непосредственных участников инвестиционно-строительных проектов: заказчиков и исполнителей, которые активно используют цифровые системы при их ведении.

Таким образом, представляется логичным не отождествлять такой глобальный процесс, как цифровизация целой отрасли, только с волей и волеизъявлением представителей федеральных органов государственной власти. Достижение поставленных целей зависит от эффективной консолидации прикладываемых усилий множества лиц — уже поэтому было бы некорректно говорить только от своего лица или перечислять отдельных участников градостроительной деятельности, так как упомянуть всех не представляется возможным.

В споре рождается истина

Второе, о чем хотелось бы порассуждать в рамках данной темы, — споры между участниками градостроительных отношений по поводу избрания единого видения направлений цифровизации строительной отрасли.

Дискуссия в данной области понятна — было бы весьма странным обнаружить ее отсутствие в условиях тех изменений, которые происходят уже сейчас и планируются в будущем.

Споры касаются того, какое отечественное программное обеспечение наиболее эффективно в рамках импортозамещения и каким образом должны быть выстроены новые бизнес-процессы в организациях, которые многие годы были рассчитаны на использование «бумажной» документации. Сейчас деятельность федеральных и региональных органов власти направлена на то, чтобы полностью отказаться от «бумаги» и перейти на электронный документооборот.

Показательным в этой связи является приказ Минстроя России от 16 мая 2023 года № 344/пр «Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», который вступит в силу с 1 сентября 2023 г. В документе уточняется состав исполнительной документации, конкретизируется порядок ее ведения, в том числе в форме электронных документов, устанавливаются рекомендуемые образцы документов. Региональное законодательство в части использования электронной исполнительной документации в некоторых аспектах даже опередило федеральное, например, постановлением Правительства Москвы от 15 марта 2023 года N 399-ПП с 1 июля 2023 г. установлено общее правило о ведении исполнительной документации исключительно в электронной форме при выполнении ряда строительных работ с использованием средств бюджета Москвы.

Особое внимание уделяется нормативному обеспечению использования технологий информационного моделирования. Проект постановления Правительства РФ, который должен заменить закончившее свое действие постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1431, вызывает споры и по сей день — при том, что проект был доступен для публичного обсуждения с мая текущего года.

Однако не стоит воспринимать дискуссию внутри отрасли как нечто негативное, напротив, публичное и открытое обсуждение противоречий порождает новые пути решения назревших проблем. Участники градостроительных отношений имеют множество площадок для представления своей точки зрения на ту или иную проблему, в результате появляются эффективные механизмы управления проектом с использованием технологий информационного моделирования. При этом площадки для принятия решений в сфере информационного моделирования существуют и в субъектах России.

Например, в Москве с 2019 года успешно функционирует Межведомственная рабочая группа по внедрению технологий информационного моделирования при реализации строительных проектов в городе Москве (МРГ ТИМ), в рамках которой осуществляется координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы в части разработки документации, описывающей правила использования технологий информационного моделирования, реализации пилотных проектов с использованием новых технологий, взаимодействия органов исполнительной власти и подведомственных организаций при использовании на строительных проектах информационного моделирования.

К примеру, 24 апреля этого года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Бочкарев Андрей Юрьевич утвердил разработанную в рамках МРГ ТИМ Методику формирования требований к цифровой информационной модели объекта капитального строительства, поручив использовать ее московским государственным заказчикам при разработке технических заданий на цифровую информационную модель. В ходе работы над проектом Методики шли многочисленные дискуссии — было выявлено множество разногласий, и по итогам отработки всех предложений и замечаний был разработан эффективный и пригодный для использования инструмент управления проектом с цифровой моделью.

Каждый имеет возможность высказаться и быть услышанным

Третье, что хотелось бы упомянуть, — участие в общественных дискуссиях наиболее многочисленных участников градостроительной деятельности: проектировщиков и строителей. Они имеют возможность высказывать свое отношение к принимаемым решениям как через некоммерческие организации и объединения, позицией которых на регулярной основе интересуются и учитывают при принятии решений Минстрой России (НОТИМ, НОПРИЗ, НОСТРОЙ и др.) и иные органы государственной власти, так и при непосредственном участии в дискуссии на специализированных площадках в качестве гостей и спикеров, где их потребности слышат представители как государственных органов власти и субъектов России, так и крупнейших организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и способных оказывать влияние на развитие государственной политики в области строительства.

Такими площадками выступают форумы и регулярные круглые столы, проходящие под эгидой «МОSТИМ». В этом году также проходила крупнейшая конференция «Цифровая индустрия промышленной России», на протяжении многих лет выступающая в качестве ключевой площадки для обсуждения цифровой трансформации общества и в частности строительной отрасли.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что многие выдающиеся деятели в сфере строительства имеют твердые убеждения в том, что для отрасли лучше и что является безусловным благом. Зачастую таким благом видится использование морально и технологически устаревших механизмов управления строительными проектами, ведь новые технологии в сфере строительства не могут сравниться в надежности с «проверенными методами». Но прогресс неумолим.

Непросто убедить изначально консервативно настроенных лиц в том, что использование технологий информационного моделирования в долгосрочной перспективе сокращает весь инвестиционно-строительный цикл до 30%, приводит к повышению производительности труда на 10%, обеспечивает прозрачность процессов согласования и подписания документации. Данные показатели взяты из реального опыта ведения строительных проектов Департамента строительства города Москвы и его подведомственных организаций.

К сожалению, многие все еще смотрят на изменения в краткосрочной перспективе и видят лишь неизбежные траты на обучение сотрудников использованию специализированного ПО, закупку дополнительного софта, техники и т. д.

Именно в данном направлении и ведется масштабная деятельность по популяризации использования технологий информационного моделирования, искоренении устаревших взглядов на планирование и управление строительным проектом, необходимость выделения финансовых ресурсов организаций на обучение и переобучение сотрудников.

Такая деятельность ведется в том числе и в рамках большого количества запущенных программ обучения и переобучения сотрудников строительных организаций и органов государственной власти, специализирующихся на строительстве. За минувший год только в Департаменте строительства и подведомственных ему организациях более чем 1,2 тыс. сотрудников получили возможность обучиться применению технологий информационного моделирования.

Апробация. Стандартизация. Реализация.

Минстрой России и его подведомственные организации проводят масштабные пилотные проекты в области апробирования новейших разработок отечественных вендоров. К примеру, Департамент строительства и ФАУ ФЦС реализуют пилотный проект по осуществлению нормативных проверок цифровой информационной модели с использованием классификатора строительной информации. По итогам пилотного проекта будет составлен отчет о возможности использования КСИ непосредственно для проверки цифровых моделей на соответствие нормативно-технической документации, что впоследствии кратно сократит объем работы для ТИМ-специалистов и контрольно-надзорных органов в части выявления несоответствий модели нормативно-технической документации.

Отмечу, что Константин Михайлик, являющийся председателем ТК 505 «Информационное моделирование», обращает особое внимание на необходимость обеспечения отрасли методологической и нормативно-технической базой в сфере использования технологий информационного моделирования. Таким образом, этот год уже отмечен утверждением ГОСТ Р 10.00.00.00−2023 «Единая система информационного моделирования. Основные положения», окончанием разработки ПНСТ «Требования к цифровым информационным моделям объектов непроизводственного назначения. Часть 1. Жилые здания», а также формированием итоговых редакций трех ГОСТ Р в рамках ЕСИМ.

Уже сегодня наблюдается применение технологий информационного моделирования на знаковых строительных проектах по всей России. Например, в рамках национального проекта «Наука и университеты» в стране развернута реализация университетских кампусов мирового уровня с использованием цифровых информационных моделей, отечественного программного обеспечения. В ходе реализации данного проекта применяются только передовые подходы в строительстве, обеспечивается цифровизация широчайшей системы сервисов от обеспечения хозяйственного управления объектом до организации образовательной деятельности.

В заключение хотелось бы добавить, что Центр компетенций Департамента строительства с момента своего формирования являлся местом сосредоточения специалистов, открытых к поискам новых решений, площадкой для дискуссий в части цифровизации строительной отрасли, пространством для выработки эффективных и применимых решений. Всегда готовы делиться своим опытом с отраслью и рады представить свое видение того, как именно должно происходить качественное и плодотворное взаимодействие с органами федеральной власти РФ, а также субъектов РФ для развития безграничного потенциала строительной отрасли.