15.05.2025

Сергей Пухарев: «Безопасность для жителей — это главный приоритет, а не дополнительная опция»

Сергей Пухарев: «Безопасность для жителей — это главный приоритет, а не дополнительная опция»

Основные изменения в сфере управления умным домом связаны не просто с «интеллектуализацией», а с переходом к проактивным и адаптивным системам, рассказал «Цифровому строительству» Сергей Пухарев, директор по продукту «Домофония» компании «Дом.ру».

Драйверами, по его словам, выступают несколько факторов:

Рост IoT-экосистем и проникновения умных устройств: оборудование стало дешевле, более массовым, подключение проще.

Интеграция с ИИ и аналитикой поведения. Например, камеры и домофоны фиксируют движения, оповещают и даже отмечают события в мобильном приложении, чтобы пользователю было удобнее смотреть только те моменты, когда что-то происходило.

Мобильное управление стало стандартом. «Например, у приложения «Умный Дом.ру» уже более 1,7 млн активных пользователей в месяц. Все чаще взаимодействие происходит не только через смартфон, но и с помощью голосовых ассистентов или других умных устройств, например, умных часов», — отметил Сергей Пухарев.

О самых востребованных сценариях

Самый популярный сценарий в приложении «Умный Дом.ру» — это удаленное открытие двери (домофона, калитки, шлагбаума), рассказал эксперт.

На втором месте — просмотр камер в реальном времени и видеоархива (доступны фиксация движения, ночной режим, тайм-лайны событий).

Также востребовано управление профилями доступа: делегирование прав родственникам или гостям.

«Если говорить о рынке в целом, то популярность набирают оповещения по событиям движения с распознаванием (например, «ребенок вернулся домой»), интеграция с голосовыми помощниками и сценариями в «умных колонках», виджеты на экране смартфона для быстрого открытия шлагбаума или двери — буквально в один тап. Также пользователи хотят больше автоматизации. Мы уже работаем над этими сценариями», — сообщил Сергей Пухарев.

О новом функционале

Пользователи сервисов умного дома ожидают, что появятся более сложные интеллектуальные сценарии: например, если подъехал автомобиль жителя — шлагбаум откроется автоматически.

«Распознавание номеров — не новинка, но пока не стало «базой», и эта услуга не всегда закупается УК или ТСЖ», — объясняет Сергей Пухарев.

Следует ожидать более умную и гибкую настройку сценариев (гость, курьер, родственник).

Произойдет интеграция с системами умного города: единый цифровой пропуск для ЖК, парковки, городской инфраструктуры.

«Еще один перспективный сценарий — развитие удобной и быстрой обратной связи между жителями и УК, например, в рассмотрении заявок и решении бытовых задач. Это тоже не самый новый тренд, но ежегодно количество digital-френдли управляющих компаний и ТСЖ растет, как растут и их запросы к функционалу личных кабинетов и приложений для жителей», — отметил Сергей Пухарев.

О трендах

Особенность сервисов умного дома в России — это безопасность. Она воспринимается пользователями не как дополнительная услуга, а как главный приоритет. В топе, отметил эксперт — видеонаблюдение, домофония и контроль доступа.

Растет и интерес к общедомовым системам видеонаблюдения, особенно в новостройках.

«Уже сейчас наблюдается интеграция систем умного дома с управляющими компаниями: личные кабинеты УК, рассылка уведомлений о ремонтах, отключениях воды. Все это становится доступно пользователям в одном интерфейсе», — указал Сергей Пухарев.

В отличие от мирового рынка в России меньше фокусировки на энергоэффективности и автоматизации быта. Однако в девелопменте этот тренд постепенно упоминается все чаще.

«Также у нас пока меньше «умных чайников» и лампочек, больше — камер и систем контроля доступа на территорию. Массовая доступность камер и датчиков, стандартизация протоколов (API для работы с УК, ЖКХ, застройщиками), инвестиции в разработку локальных решений — все это может ускорить развитие внутреннего рынка», — заключил Сергей Пухарев.