03.03.2023

Школы будущего с системами «умной» эксплуатации

Школы будущего с системами «умной» эксплуатации

Цифровые решения все чаще используются в проектировании современных образовательных учреждений. О стандартах, нюансах и будущем проектирования этих объектов рассказали специалисты Wе-On Group — Антон Вардашкин, руководитель отдела систем связи и автоматизации, и Вячеслав Позвонков, главный специалист систем отопления и вентиляции.

Инженерное оснащение и коммуникации становятся функциональнее

Для школ разрабатываются стандартные системы пожарной сигнализации, безопасности, часофикации и диспетчеризации. Сейчас стало нормой подключение бесшовного Wi-Fi с усиленной защитой сети от нежелательных поисковых запросов. Устанавливаются системы мультимедиа. Музыка играет не только во всех коридорах школы. В каждом классе преподаватели могут подключать разного рода устройства к колонкам в потолке, которые управляются с учительского стола. Устанавливаются проекторы для качественных презентаций, видеокамеры с записью звука над доской для анализа конфликтных ситуаций в дальнейшем. Есть тревожные кнопки под столом преподавателя. В эпоху COVID нормой стало устанавливать тепловизор на входе в школу для контроля температуры учеников.

В зависимости от возможностей школы каждый класс может блокироваться СКУД (системой контроля и управления доступом). Разблокировка происходит только за 15 минут до начала занятия. За потоками учеников можно следить с помощью технологии iBeacon. Шкафчики для вещей могут интегрироваться в систему СКУД здания и открываться не ключом, а карточкой доступа ученика.

Модернизируется пожарная безопасность

Современные школы оснащаются системами пожарной сигнализации, противопожарной защиты и речевого оповещения о пожаре. Дополнительное внимание уделяется маломобильным ученикам. В каждом классе устанавливаются световые оповещатели для слабовидящих.

Проект подстраивается под направление учебного заведения

Сегодня проектируется все больше общеобразовательных учреждений с определенным уклоном (физико-математическим, химико-биологическим, по изучению языков и т. п.). Это подразумевает определенное оснащение и соответствие требованиям направления учебного заведения.

Сложно сказать, какой будет тенденция в будущем, но сейчас при проектировании применяются все возможные инновационные технологии. Например, образовательный центр «Холст» от застройщика ГК «А101», расположенный в ТиНАО. В школе предусмотрены классы для занятий химией и опытов по биологии с установкой современного технологического оборудования. Для этого надо подвести большое количество инженерных коммуникаций (отводы систем вентиляции от местных отсосов, подвод сжатого воздуха и газа и т. п.).

Для обычных классов все чаще предъявляются требования по уровню влажности воздуха и регулированию потоков воздуха по датчику СО2. То есть устанавливаются централизованные системы приточно-вытяжной вентиляции. Они помогают плавно регулировать воздухообмен в каждом помещении клапанами с переменным расходом (VAV-клапанами).Общеобразовательные учреждения работают и летом, поэтому к инженерным системам добавляются системы кондиционирования.

Появляются бассейны и многофункциональные актовые залы

Во многих городах сейчас есть требование по оборудованию общеобразовательных учреждений бассейном. Для этого проектируется полный комплекс инженерных коммуникаций.

Из-за эпидемии COVID многие актовые залы проектируются как многофункциональные с возможностью организации экстренных штабов. В таких залах предусмотрены разные режимы работы инженерных систем. Во-первых, обычный режим. Во-вторых, режим организации экстренных штабов, проведения конференций, слетов учителей и других мероприятий.

Сейчас проектирование становится более индивидуальным для каждого общеобразовательного учреждения. Функции и задачи подстраиваются под конкретный профиль объекта. К проектированию этой категории объектов применяются инновационные технологии по оснащению инженерными системами и системами безопасности. Они должны отвечать стандартам и потребностям учреждения.