17.07.2024

Валерия Рудских: Одним из ключевых вызовов сегодня является устойчивое развитие и экологическая повестка для строительной индустрии

Валерия Рудских: Одним из ключевых вызовов сегодня является устойчивое развитие и экологическая повестка для строительной индустрии

О проектах Инженерно-строительного института СФУ, о вызовах для развития строительной индустрии, о кадровом дефиците и возможностях для решения этой проблемы, порталу «Цифровое строительство» рассказала Валерия Рудских, заместитель директора по учебной работе института.

— Цифровое строительство: Расскажите, пожалуйста, про задачи инженерно-строительного института. Какие проекты сейчас реализуются?

— Валерия Рудских: Инженерно-строительный институт СФУ — единственное учебное заведение в Красноярском крае, которое занимается подготовкой инженерных кадров для отрасли с высшим образованием. Наша стратегическая цель ¾ обеспечение качественной подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих широким спектром компетенций, специализированных навыков, инновационным мышлением, способных обеспечить динамичное развитие и конкурентоспособность строительной отрасли региона.

Глобально задачи нашего института следующие. Во-первых, это непрерывное улучшение качества образовательной деятельности на основе использования новых результатов исследований по перспективным направлениям развития науки с учетом изменений потребностей профессиональной среды. Во-вторых, разработка и внедрение новейших образовательных программ и технологий обучения, ориентированных на достижение стратегических целей пространственного, высокотехнологического и экономического развития Сибирского региона. В-третьих, консолидация научного и кадрового потенциала для совместной реализации проектов, решения приоритетных задач развития Сибирского региона. И еще одна важная задача — формирование инновационной научной и образовательной базы подготовки современных специалистов для инвестиционно-строительного комплекса, создающих безопасную, энергоэффективную и комфортную среду жизнедеятельности.

Если говорить о проектах института, то можно отметить следующие: во-первых, это развитие Центра технологий информационного моделирования, деятельность которого направлена на решение образовательных, просветительских и индустриальных задач, связанных с цифровизацией деятельности. Во-вторых, это проект «Зеленая станция», уникальный по своей специфике продукт, технологическая структура, выступающая в качестве пилотного полигона в области низкоуглеродного развития, включая энергоэффективность, зеленой строительство и снижение углеродного следа. Также много проектов реализуется в рамках учебной, научной хоздоговорной деятельности.

— Цифровое строительство: Какие ключевые проблемы в сфере цифровизации строительства вы бы выделили?

— Валерия Рудских: Прежде всего, я думаю, что проблемы цифровой трансформации от нас никуда не уйдут. Это будет выражаться в кадровом дефиците, высокой стоимости внедрения цифровых технологий, нестыковках нормативных документов, неравномерной цифровой зрелости участников инвестиционно-строительных проектов, проблемы интеграции программного обеспечения и т. д.

Можно говорить о следующих вызовах для отрасли. Во-первых, непосредственно интеграция цифровых технологий в строительство. Этот вызов обусловлен завершением реформы ценообразования, переходом на цифровые технологии, внедрением информационного моделирования, регламентированного Постановлением Правительства РФ № 331, а также перспективами строительства до 2030 года 1 млрд кв. м. жилья. С 1 июля текущего года использование технологий информационного моделирования для застройщиков, работающих в рамках 214-ФЗ, стало обязательным. Это означает, что уже в ближайшее время у застройщиков и проектировщиков должно появиться около 40−50 тысяч подготовленных специалистов, обладающих знаниями и умеющих работать с современными программными комплексами и информационными ресурсами. Переход на отечественное программное обеспечение также можно назвать одним из вызовов, в том числе и для ВУЗов. Также необходимо отметить быстрое развитие систем искусственного интеллекта и внедрение инновационных технологий в отрасль: лазерное сканирование, экзоскелеты, 3D печать и многое другое. Современный выпускник должен уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям работы в строительстве.

Второе — это устойчивое развитие и экологическая безопасность строительства. Экологическая повестка должна учитывать значительные последствия прошлой экономической деятельности и быть направлена на поддержание благоприятного состояния окружающей среды, рациональное использование и охрану природных ресурсов, экологическую безопасность территории края. Однако исторически сложившиеся формы взаимодействия науки и бизнеса были основаны на принципах решения точечных задач. В настоящее время требуется эффективное партнерское сотрудничество, направленное на развитие и создание новых возможностей технологических процессов, инфраструктурных объектов, предприятия и бизнеса в целом, необходимое для выхода на новые рынки.

Среди наиболее значимых целей в области устойчивого развития ООН в строительной отрасли можно выделить: обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех; создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям; обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов, которые также находят свое отражение в Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 г.

Еще один важный вызов — глобальный дефицит квалифицированных кадров в строительной сфере. По оценкам экспертов, ситуация с кадровым обеспечением строительной отрасли стала наиболее критичной за последние 30 лет. Причем это относится ко всем категориям — от квалифицированных специалистов (проектировщиков, инженеров-конструкторов) до рабочих специальностей. Наиболее востребованные рабочие специальности — сварщики, электромонтажники, маляры, прорабы, экскаваторщики, операторы башенных кранов и сантехники. Среди инженерных кадров это архитекторы, инженеры-проектировщики, сметчики, инженеры ПТО. Уже сейчас отмечается, что образовательные учреждения не успевают закрыть потребности предприятий. По словам Ирека Файзуллина, министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, строительная отрасль РФ сегодня нуждается примерно в 1 млн разных специалистов.

Кадровый дефицит обусловлен демографической ситуацией: согласно прогнозам, к 2030 г. трудоспособное население России уменьшится на 1,9 млн. человек; часть потенциальных работников задействована на специальной военной операции; снизился поток мигрантов (в 2023 г. поток мигрантов в строительную отрасль снизился на 50%) это основные причины, которые обсуждаются в профессиональном сообществе.

Остро стоит вопрос кадрового дефицита не просто инженерно-технических работников или рабочих, а хорошо подготовленных кадров, обладающих современными компетенциями, такими как умение работать в команде, быстрая адаптация к новым условиям и многозадачности, знание тайм-менеджмента и наличие критического мышления. В условиях бесконечного потока и часто неограниченного доступа к информации востребованным навыком становится умение классифицировать, анализировать и устанавливать ее соответствие реалиям.

Проблема дефицита кадров стоит не только перед Россией, но и дружественными странами, поэтому важным становится подготовка кадров как внутри страны, так и для партнеров.

— Цифровое строительство: А как же обстоит дело с обучением в отрасли?

— Валерия Рудских: В настоящее время ведется работа над федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по укрупненной группе направлений 16 «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство». Проект данного стандарта имеет ряд существенных отличий от текущего ФГОС 3++, его утверждение повлечет изменения в системе высшего образования в части подготовки кадров для строительной отрасли. Еще одна проблема, отражающаяся на качестве конечного результата строительной отрасли и образовательного процесса, — это разрыв между образованием и индустрией, отсутствие единого понимания о неразрывности содержания образовательной программы и потребностей работодателей. Отсутствие гибкости при формировании ключевых компетенций, приобретаемых при освоении образовательных программ, отчасти обусловленное несоответствием требований, предъявляемых Федеральными образовательными стандартами к ОП, требованиям профессиональных стандартов и, как следствие, ожиданиям работодателей. Изменение и настройка продукта под потребности заказчика и конкретный запрос производства становятся актуальными не только для бизнеса, но и для образования.

Учитывая кадровый дефицит в отрасли, важно обеспечить возможность подготовки, переподготовки и повышения квалификации всем желающим, что потребует от научно-педагогических сотрудников института оперативной реакции в части разработки дополнительных образовательных программ, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, отличающихся своей актуальностью, востребованностью, качеством формы и наполнения, размещением на доступных ресурсах, отсутствием технических сложностей. Обеспечение непрерывного образования в страновом масштабе является одной из ведущих задач для ВУЗов.

В соответствии с Программой развития Красноярского края до 2030 года основным направлением развития региональной экономики должна стать «новая индустриализация». Приоритетом является создание высокотехнологичных производств, внедрение инновационных технологий и выпуск инновационной продукции, формирование новых сфер и направлений на основе развития образования и науки через формирование на территории края системы глубокой переработки добываемого сырья и топлива.

Помимо этого, в Сибирском макрорегионе есть определенная специфика в строительной отрасли: преобладает преимущественно гражданское строительство при наличии масштабных промышленных проектов федерального и краевого уровня. То есть при подготовке кадров необходимо учитывать потребности всех стейкхолдеров.

— Цифровое строительство: Какие тренды в сфере цифрового строительства ждут нас на горизонте 10 лет?

— Валерия Рудских: Роботизация и автоматизация на строительных площадках. Возможно, в регионы это придет не так скоро и быстро, но все же. Кроме того, будет распространяться повсеместное использование ИИ на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства. Далее — интернет вещей. Все чаще мы с ним сталкиваемся в жизни, работе. Думаю, востребованность будет только расти. В-третьих, развитие технологий «Умного дома», думаю, тут комментарии излишне. Четвертое — цифровые экосистемы. Сейчас есть некая разобщенность среди участников строительства в силу ряда причин, в перспективе, я думаю, что мы придем к тому, что все заинтересованные лица «сменят минус на плюс» и сами будут искать возможности работы в едином цифровом поле в режиме реального времени.